Милош Форман: полеты во сне и наяву

Сын своего века и его исповедь

14 марта 2012 в 20:17, просмотров: 4592

Недавно у кинорежиссера Милоша Формана («Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей», «Народ против Ларри Флинта») был юбилей, который на нашем ТВ был почти не замечен. Канал «Культура» решил восполнить этот пробел и показать документальный фильм в серии «Легенды мирового кино».

Милош Форман: полеты во сне и наяву
Милош Форман.

По его биографии можно изучать историю ХХ века. Все самые трагические варианты, испытания и взлеты, которые только могли выпасть на долю человека, в ней есть.

Родился Милош Форман в 1932 году в Чехословакии, пережил тяжелое детство. Его родители погибли в концлагере в годы войны: отец — в Бухенвальде, мать — в Аушвице. Спустя годы в автобиографической книге «Разворот» он напишет о том, как после войны узнал о существовании своего биологического отца.

«Пролетая над гнездом кукушки».

Еще в гимназии Форман познакомился с будущим первым президентом Чехии Вацлавом Гавелом. Он закончил факультет драматургии в пражской киноакадемии, где его педагогом был Милан Кундера. Будучи совсем молодым человеком, Форман начал писать сценарии, работать в кино, ставить программы в знаменитом пражском театре «Латерна Магика», куда непременно водят туристов. То есть прошел все ступени профессии, которые в идеале должен освоить любой режиссер и чего в большинстве лишены нынешние молодые кинематографисты. Уже первые его работы в начале 60-х вызвали интерес и самую разную реакцию. «Черный Петр», отмеченный призом на фестивале в Локарно, предвосхитил наступление «пражской весны». Заговорили о «новой чехословацкой волне». «Любовные похождения одной блондинки» стали хитом на родине, если судить по огромному количеству зрителей. А потом картина вышла во французском прокате. «Бал пожарных» — история заурядного профессионального праздника в небольшом городке, имевшая печальные последствия не только для героев фильма, но и для самого режиссера. Защитил его от нападок Франсуа Трюффо. Формана и потом упрекали в бесчеловечности и жестокости, хотя, казалось бы, он снимал комедии о жизни молодых и не очень молодых людей, взаимоотношениях отцов и детей. Но надавил на мозоли.

«Амадей».

В 1967 году Милош Форман уезжает во Францию, а потом в США, имея весьма лестное приглашение компании «Парамаунт». На деле все оказалось не столь радужно. Его сценарии не вызвали особого интереса. Картину «Отрыв» он снимал едва ли не в обмен на жилье и еду. А потом на него обрушился шквал обвинений все в той же бесчеловечности. Однако это не помешало «Отрыву» в 1971 году получить на Каннском кинофестивале спецприз жюри.

Милош Форман участвовал в проекте «Глазами восьми», в котором были задействованы режиссеры разных стран, работавшие на мюнхенской Олимпиаде. Россию там представлял режиссер Юрий Озеров, а Францию — Клод Лелюш. Каждый из них снял по короткометражному фильму о том или ином виде спорта. Форман остановился на десятиборье. К Мюнхену он еще вернется.

«Народ против Ларри Флинта».

Мировая слава пришла к нему в 1975 году после экранизации книги Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» с Джеком Николсоном в главной роли. Пять «Оскаров» навсегда изменили жизнь. Потом были «Волосы», «Рэгтайм», «Амадей» по пьесе Шёффера, исследовавшей печальный феномен судьбы многострадального Сальери. Началась другая жизнь и другое кино, непохожее на то, с которого когда-то все начиналось. Но протестные настроения, связанные с некоторыми его картинами, сопровождают Формана по жизни. «Народ против Ларри Флинта» — об издателе порножурналов, — получивший в 1997 году «Золотого медведя» на Берлинале, наделал шума даже из-за афиши с изображением распятого на фоне обнаженной женщины (чуть ниже пупка) исполнителя главной роли Вуди Харрельсона. Диапазон Формана все время расширялся, темы затрагивались самые неожиданные. Последней по времени работой стали «Призраки Гойи» в 2006-м. В свой юбилейный год Милош Форман работает над «Призраками Мюнхена» — о знаменитом Мюнхенском соглашении 1938 года, предвосхитившем Вторую мировую войну. В основе фильма книга французского писателя Жорж-Марка Бенаму, а в числе сценаристов — имя покойного Вацлава Гавела. Главный герой — молодой американский журналист, имеющий чешские корни, — пытается понять, какую роль во всей этой истории сыграл французский премьер-министр Даладье, подписавший печально известное соглашение, наряду с Гитлером, Муссолини и Чемберленом. Есть информация о том, что в сценарии имеются некоторые параллели между событиями 70-летней давности и недавним конфликтом России и Грузии. История XXI века станет еще одной исповедью сына века двадцатого.



Партнеры