Сочетание реального и фантазийного

О фотовыставке Георгия Солонины «Итальянские этюды»

12 июля 2012 в 16:55, просмотров: 1446

Подниматься по лестнице геологического музея имени Вернадского, в котором проводится выставка Георгия Солонины «Итальянские этюды», мне довелось с пожилой чрезвычайно активной женщиной. Выведав у меня, куда я направляюсь, она решила составить мне компанию, однако, узнав, что под этюдами подразумеваются фотоработы, она отчаянно запротестовала: «Ну, её, эту фотографию». Добрых пять минут мне пришлось уговаривать посетительницу последовать за мной.

Сочетание реального и фантазийного

Былого отчаяния, охватившего меня в процессе защиты фотоискусства от нападок консервативной старушки, и след простыл, когда я увидела, что работы мало того, что заинтересовали её, так ещё и заставили заохать и признать силу фотографического мастерства автора, предстающую несомненной даже при первом взгляде на работы.

Италия, отраженная на фотографиях, которые, благодаря особой технике автора, можно назвать полотнами, легко узнаваема, но не банальна. «Итальянские этюды» — это сочетание фотографии и акварельно-пастельной техники, достигнутое при помощи компьютерной обработки, а если говорить с точки зрения восприятия — сочетание реального и фантазийного.

«Концентрируешься на чем-то одном, — объясняет Георгий Солонина — все остальное создает лишь фон, ведь по памяти создать фотографическую картинку нельзя. Музыканты меня быстро понимают, когда я привожу пример: приходишь, предположим, в консерваторию, и слушаешь концерт, справа от тебя — виолончель и контрабас, такая вот коричневая масса, которая звучит, но есть тема, которую автор дает солирующему инструменту, каждому по очереди, и она становится самой прописанной, самой яркой. Этого же я добиваюсь своей техникой. Такая вот история реалий с фантазийными делами».

Фотографическая четкость помогает сделать акцент на содержание работы, заставляет зазвучать главную тему, несущую в себе основной заряд, являющуюся душой и нервом снимка.

«Однажды у меня спросили — рассказывает Георгий Солонина, — „Слушай, а почему у тебя Ватикан такой духовный, он же ведь совершенно не такой?“. Вероятно, дело в тех двух фигурах монахинь в черном, которые вопреки канонам композиции стоят на первом плане, прямо по центру, они, пожалуй, и придают фотографии это чувство». Монахини, главные героини этого кадра, отличаются от других персонажей снимка фотографической резкостью, притягивающей взгляд именно к ним.

Расплывчатые же, словно растушеванные окружающие явления, теряющие цвет по мере отдаления от центра, придают этой и другим работам ощущение нереальности запечатленного, начинающего казаться прекрасным воспоминанием.

«Жизнь непростая, но те минуты, когда тебе хорошо, надо попытаться „отфотографировать“, запечатлеть, чтобы в тот момент, когда надо будет получить внутренний заряд, можно было воскресить всё в памяти».

Италия в этих работах — это не просто город со своей историей, застывшей в архитектуре или образах итальянцев, это невозвратимая схваченная мастером сказка. На одном из представленных снимков — повар в окне в самом центре кирпичной стены, окруженной темно-бирюзовой веницианской водой. В этом снимке вся Италия, с её простотой, расторопностью и полнотой жизни, чудо пойманного момента.

«С некоторыми кадрами очень повезло. Фотография с поваром в окошке, к примеру. Он почти уже убегал из кадра, но я успел поймать» — смеясь, говорит автор снимка.

Георгий Петрович Солонина — фотохудожник, за плечами у которого уже несколько успешно проведенных в Москве фотовыставок — «Эпизоды» и «Действующие лица», проходившая в Политехническом музее. Но, несмотря на такую творческую востребованность, фотография не основное занятие Георгия Солонины, являющегося председателем творческой секции массовых праздников, генеральным директором по подготовке и проведению массовых мероприятий в Москве. Это объясняет то невероятное сочетание, которое делает фотографии автора крайне интересными — профессионализм человека, давно нашедшего себя в фотоискусстве, и открытость к действительности во всех её проявлениях, отличающую страстных ценителей фотографии, не связанных с предметом своего обожания никакими «обязательствами». Фотографии отличаются живостью, яркостью, а главное они показывают Италию такой, какая она есть, самобытной и непосредственной.

«Нет ни одной постановочной фотографии. Я иду шагом туриста вместе с группой и просто снимаю это. Большинство из них не знали, что я их снимаю, например, тот человек у фонтана Треви или та, как я её называю „Львица“, красивая женщина с пышной прической. Самое главное — это эмоции, и, надеюсь, мне удалось передать их в фотографиях».

Закончив осмотр, моя спутница, явно оставшаяся весьма довольной выставкой, задается вопросом: «Интересно, почему именно Италия?». Жаль, что я не могу передать ей меткий лаконичный ответ Георгия Петровича Солонины: «Все дороги ведут в Рим».

Выставка продлится до конца этого месяца. Стоимость входного билета — 200 рублей, льготного билета — 100 рублей.





Партнеры