Третьяковку возьмут мозговым штурмом

На разработку концепции фасадов музея архитекторам отвели 2,5 месяца

Третьяковская галерея по воле случая оказалась в строительном цейтноте. Долгожданный новый корпус на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной все еще находится на этапе нулевого цикла, однако в соответствии с государственной программой должен быть сдан в эксплуатацию уже в 2018 году. Строительство новой Третьяковки уперлось в старый проект, который устарел и художественно, и функционально. Руководство музея призывает лучших архитекторов страны осуществить мозговой штурм и доработать «хорошо забытое старое» в духе передовых арт-образцов. Правда, времени на это отпускают совсем мало — всего 2,5 месяца.

На разработку концепции фасадов музея архитекторам отвели 2,5 месяца
Идея строительства нового корпуса для Третьяковской галереи появилась еще в 1990-е годы.

Идея строительства нового корпуса для Третьяковской галереи появилась еще в 1990-е годы. В отличие от своих питерских собратьев — Русского музея и Эрмитажа, под которые сразу же были отведены целые дворцы, — московская Третьяковка формировалась из частной коллекции, поэтому и площадь музея увеличивалась по мере ее развития. В бытность директором Третьяковки знаменитый архитектор Алексей Щусев спроектировал правую и левую пристройки музея в духе исторического фасада галереи, чем заложил начало будущего музейного квартала.

Со временем галерея приросла музеем-храмом Святителя Николая в Толмачах, выставочным зданием на Крымском Валу, депозитарием и инженерным корпусом. Тем не менее площадей для полноценной деятельности музея все равно оказалось недостаточно: фондохранилище, обширная библиотека, реставрационные мастерские, фонды графики и рукописей до сих пор испытывают дефицит площадей. Кроме того, музею приходится ограничивать себя в выставочной и просветительской деятельности. Причина та же — недостаток места.

По мере развития музея возникла потребность в здании нового типа, способного совместить в себе довольно специфические, а подчас и противоречащие друг другу функции. Например, реставрационным помещениям требуются большие окна, а вот фондохранилище должно быть защищено от дневного света, отдельным музейным помещениям нужна строгая ориентация окон на север, для других желательны особые климатические условия. Кроме того, здание находится в самом ядре исторического центра, можно сказать, на одной линии с Кремлем. То есть внешний вид новостроя должен быть предельно корректным и вписанным в сложившуюся архитектурную среду этого квартала. По словам директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, проект нового здания может полностью соответствовать духу исторического здания, быть стилизованным под строения позапрошлого века или выглядеть современно и оригинально.

К участию в разработке архитектурных концепций фасадов нового корпуса Третьяковской галереи привлечены семь российских архитектурных бюро. Результаты работ участников будут вынесены на рассмотрение Архитектурного совета Москвы. Финальное решение будет принято на заседании Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи под председательством вице-премьера Дмитрия Козака.

— Перед участниками конкурса стоит нетривиальная задача — интегрировать свои идеи в уже существующий проект, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Конкурс проходит в очень сжатые сроки, и сам объект по своему значению и месторасположению выдвигает к участникам особые, непростые требования.

По ранее принятым сметам на строительство нового корпуса из государственного бюджета выделено 4,7 миллиарда рублей. Однако эта цифра, возможно, будет изменяться и корректироваться с учетом инфляции и усложнившейся архитектурной задачи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру