Реальная живопись: правда на холстах диссидента

Московский Дом Фотографии отмечает 85-летие русского художника Оскара Рабина - одного из лидеров неофициальной русской культуры

25 июля 2013 в 15:48, просмотров: 1365

Нонконформисты – люди, идущие против. Наперекор господствующим в обществе установкам, мнениям, сложившейся ситуации. Смотреть правде в глаза, не прячась за ширму выдуманной красоты, призывают полотна художника середины двадцатого века. Водка, селедка, рубли, бараки и коты – такой предстает юность русского поп-арта в ранней графике Оскара Рабина, одного из лидеров советского художественного движения нонконформистов. Диссидента, который в свое время был вынужден покинуть советский союз.

Реальная живопись: правда на холстах диссидента
фото: РИА Новости

«Нужно помнить о том, что несмотря на то, что он вынужден был уехать, сегодня он гражданин России. Все, что мы изгоняем, возвращается. Мы редко помним имена тех, кто гонит, но часто вспоминаем тех, кого гнали» — комментирует экспозицию Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.

В 1950-е-1960-е гг. становится очевидным фатальный разрыв Рабина с официальной советской художественной жизнью: его живопись и графика идет вразрез с картиной идеальной социалистической действительности. Конечно, вряд ли можно было подвести под советскую идеологию фигуру православного креста из селедки и бутылки водки с картины «Русский поп-арт №3». Или изображение российского рубля, который сверху-то все еще рубль, а внизу, в отражении своем – сотня. Никаких криков яркой краски — только коричневые и серо-синие оттенки. Но мысль бьет в цель.

Некоторые картины на выставке сопровождаются комментариями коллекционера Александра Кроника, основанными на многочасовых беседах с Оскаром Рабиным. Так, например, из справки рядом с картиной «Автопортрет в окне барака» узнаешь, что автор много лет зарабатывал на хлеб, разгружая вагоны, что фломастеры, которыми рисовалось полотно, привезены из-за границы другом художника Виктором Луи… Особое внимание привлекает картина «Помойка №18». Расплывчатое изображение собаки, роящейся в помойке, жирно обведено чернилами. Эта картина стала последней каплей, переполнившей чашу терпения: дальше на художника обрушивается только вылитая, как из ведра, критика. И кампания, в результате которой художника изгнали из страны.

Но то, что Оскар Рабин изображал на своих полотнах 60 лет назад, не замерло и не провалилось в историю. Ведь и по сей день разваливающиеся бараки и раскиданные повсюду бутылки режут глаза и душу. Возможно, именно поэтому творчество этого художника, инакомыслящего гражданина нашей Родины, продолжает бить в цель и по сей день.



Партнеры