Ученик Марка Захарова снял фильм о Карабахе

Эльчин Мусаоглы: «Я искал актрису в Турции, Узбекистане, Таджикистане, а нашел в Тегеране»

Выпускник ГИТИСа, закончивший мастерскую Марка Захарова, азербайджанский кинорежиссер Эльчин Мусаоглы снял картину «Набат». Ее события происходят в заброшенной деревне в Карабахе.

Эльчин Мусаоглы: «Я искал актрису в Турции, Узбекистане, Таджикистане, а нашел в Тегеране»
Кадр из фильма "Набат"

Фильм участвовал в конкурсе «Горизонты» на недавно завершившемся Венецианском кинофестивале. Набат - имя женщины, которая осталась одна в карабахской деревне. Она могла бы покинуть этих разоренные войной места, но не в силах оставить могилы убитого сына и измученного болезнями мужа. Пожалуй, в последние годы на территории СНГ не были ни одной картины, которую бы отличала такая высокая культура кадра.

Эльчин посвятил ее матерям мира. Главная героиня, а она почти всегда в кадре одна, хочет сохранить вымершую деревню, где давно никто не живет. Она зажигает лампады, хотя кроме нее никого здесь нет. Эльчин Мусаоглы рассказывал: «Героиня потеряла близких, но хочет, чтобы деревня продолжала жить. Я искал актрису на главную роль в разных странах — Турции, Узбекистане, Таджикистане. В итоге ее сыграла Фатима Мотамед Арья из Тегерана. Оператор посоветовал мне обратить на нее внимание. Я посмотрел и подумал: «Какая она мать? Такая молодая женщина!» Но посмотрел фильмы с ее участием и решил пригласить Фатиму. Она многое внесла в этот образ. Во время съемок происходило много чудес. Да чудо уже само появление этой прекрасной актрисы».

В картине почти нет слов. Мать молчит, говорить ей не с кем. Она заходит в опустевшие дома, и мы видим предметы, знакомые по общему советскому прошлому. На стене - фотография Вячеслава Тихонова в клубах дыма от сигареты. Знаменитое фото, не раз печатавшееся в журналах и газетах советской поры. Пачка сигарет «Прима» на столе. Все это теперь артефакты ушедшей эпохи.

Вот что рассказал Эльчин о своей картине: «После развала СССР во всех республиках начались войны, как и в моем родном Азербайджане. Я работал на телевидении, снимал документальное кино и услышал историю о том, как ушла вся деревня, осталась единственная женщина на этой земле. Не ушла она из-за могил мужа и сына. Я захотел сделать об этом фильм. Подобное происходит не только в моей стране. Подобные войны идут везде. Не было ничего такого разве что на Украине, но теперь война идет и там. Я хотел бы посвятить свой фильм всем матерям мира. Они больше всего страдают, больше, чем их дети. Миссия их в том, чтобы видеть, как растет ребенок. А когда сын или дочь умирают раньше времени, у матери не остается никакого просвета. Наша героиня потеряла всех, но хочет, чтобы жила ее деревня. Поэтому каждый вечер она зажигает лампады. Волчица, которая появляется в кадре — прообраз Набат. Спасая ее и ее волчата, Набат спасает такую же мать, как она сама. Человек и природа находятся в гармонии. В Азербайджане есть изречение : «Рай под ногами матерей». Настолько уважительно у нас относятся к матерям. Если бы было больше женщин там, где обычно сидят мужчины, решая судьбы других, то не было бы столько войн и страданий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру