Левитан, которого мы не знали

Вадим ГЛУСКЕР: «Его узнавали только тогда, когда он начинал говорить, и путали с шахматистом Ботвинником»

В воскресенье, 5 октября, в 22.30 на канале НТВ состоится премьера документальной драмы «Голос великой эпохи». Она посвящена 100-летию со дня рождения диктора Юрия Левитана. Ее автором стал журналист НТВ Вадим Глускер. 
 

Вадим ГЛУСКЕР: «Его узнавали только тогда, когда он начинал говорить, и  путали с шахматистом Ботвинником»

Фильм расскажет о советском «дикторе номер один», о котором большинству из нас ничего неизвестно. Мы познакомимся с загадочными сторонами его биографии, станем «очевидцами» его первого ночного эфира, выступлений «от Советского информбюро» в годы Великой Отечественной войны, поднимавшими дух страны. Авторы постарались разобраться в том, что же стало причиной странной смерти Юрия Левитана, когда он отправился на празднование юбилея Курской битвы и умер в сельском госпитале. Вадим Глускер впервые получил доступ к личному архиву Левитана. Мы позвонили ему в Париж, чтобы узнать о том, как проходила работа над фильмом.

— Узнав о 100-летии со дня рождения Юрия Левитана, — рассказывает Вадим Глускер, — я начал изучать его биографию, и по мере погружения в нее созревало решение сделать фильм. Это все-таки «голос великой эпохи». И жизнь, и судьба Левитана — лучшее ее отражение. Многое на нее повлияло: еврейские корни, семья лишенцев. Главным было получить доступ к архиву, который находится у одного человека и до сегодняшнего дня не публиковался. И нам это удалось.

— Открыли новые факты?

— Меня поразил детективный характер этой истории. Ведь речь идет о человеке, которого все знали по голосу, и почти никто не знал, как он выглядит. Его скрывали и прятали. Ему приходилось шифроваться и придумывать свою биографию. Левитана эвакуировали в Свердловск в самом начале войны. Оттуда шли все сводки Совинформбюро. Левитан вынужден был писать своим родным, что находится в Москве. Первая биографическая статья о нем вышла в газете «Правда» только в 1975 году. Прежде было известно лишь то, что он родом из Владимира, поехал поступать в Москву в кинотехникум и провалился. Случайно увидел объявление о приеме на курсы радиоведущих. Знали также, что в детстве Левитана звали Юрка-труба, потому что он звучным голосом зазывал соседских мальчишек, убежавших далеко от дома. Выяснилось, что семилетку он закончил за десять лет. Два раза оставался на второй год. В 20–30-е годы это было в порядке вещей. Для меня стало открытием, что Левитану не приносили в специальном пакете документы, которые он имел возможность увидеть первым, чтобы прочитать в радиоэфире. Даже приказ о капитуляции Германии 9 мая 1945 года он зачитал с текста, опубликованного в газете «Красная звезда».

— Как вы думаете, каким он был человеком?

— В письмах из Свердловска в Москву, адресованных жене и маме, он предстает абсолютно испуганным человеком, который боится за свою судьбу и судьбу близких. Это искренние и очень простые человеческие строчки, которые не вяжутся с официальными сообщениями, которые ему приходилось произносить. Левитан стеснялся своего прошлого. Так называемый пятый пункт его преследовал постоянно. Он не вел дневников. Мы обнаружили его записную книжку, в которой вырваны все страницы. Левитан по сути прожил две жизни: своего голоса и собственную. Его жену называли не иначе как Раиса-приказ. Она ушла от него после 11 лет совместной жизни, оставив дочь Наташу. Удивительно, но до конца дней Левитан жил с бывшей тещей. Он был очень простым человеком, мог пойти в магазин с авоськой. Его узнавали только тогда, когда он начинал говорить. И путали с шахматистом Ботвинником.

В 70-е годы он дал интервью чехословацкому радио. Это первый и единственный случай, когда он что-то о себе рассказывал. Нам удалось найти эту пленку и услышать феноменальное по своей искренности интервью.

— Как его только не убили во время войны!

— Гитлер считал его врагом №1, потому что понимал значение пропаганды. В самом начале войны Левитан работал в здании Радиокомитета в Москве, и туда был направлен немецкий бомбардировщик. В средствах массовой информации Германии прошла информация, что Радиокомитет разрушен, а Левитан убит. Бомба действительно попала в цель, но Левитан не погиб. Еще один любопытный факт: он обнаружил свою фамилию в расстрельных списках, когда фабриковались еврейские дела в конце 40-х годов. Говорят, что Сталин вычеркнул его оттуда. А Брежнев в 1965 году сказал, что нам не нужен голос, который ассоциируется с трагическими моментами нашей истории. И тем самым отстранил его от эфира. Левитана убрали отовсюду, оставили ему только передачу на радио «Говорят и пишут ветераны».

Он умер от сердечного приступа, выступая перед ветеранами 9 Мая на Курской дуге. Мы почти не затрагиваем его семейную драму. Его дочь убил его собственный внук, страдавший шизофренией. Решили, что наш разговор о самом Левитане, а не о его семье.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру