«Самое высокое дерево в лесу» — это Поль Робсон

В США поставили спектакль о жизни великого афроамериканского певца

И снова Поль Робсон. На сей раз не в Москве, а в Нью-Йорке. Не в Зале Чайковского, а в Бруклинской музыкальной академии. Здесь народ ученый. Он не требует от актера джазовых хитов, не кричит: «Даешь розовые губки!» Но кто осмелился перевоплотиться в великого негритянского актера? Этот спектакль одного актера написал, сыграл и спел Дэниель Бити. А поставил его Мойзес Кауфман. Бити – большой мастер. Он играет около 40 ролей в этом спектакле, включая супругу Робсона. И он осмеливается петь! Аккомпанируют ему три музыканта и этого ему вполне достаточно.

В США поставили спектакль о жизни великого афроамериканского певца

Спектакль биографический. Называется он «Самое высокое дерево в лесу». Самое высокое дерево в лесу афроамериканских талантов это, конечно, Робсон. Но дерево в спектакле имеет и символическое значение. На деревья вешали линчуемых негров. Недаром спектакль разворачивается на фоне казненных. И недаром почти всю свою жизнь Робсон посвятил борьбе с линчевателями.

Бити не только драматург, актер, но и певец. Причем прекрасный. Шоу начинается с песни «Олд Мэн Ривер», которая больше всего ассоциируется с Робсоном, хотя не он играл на Бродвее роль старины Джои в мюзикле «Шоу бот»» В этом мюзикле Робсон выступил в Лондоне, и слава его прогремела по всему миру. А уже в 1936 году Робсон снялся в одноименном фильме.

Бити напоминает нам, что Робсон мог и не стать актером и певцом. Его воспитывал отец-священник, человек весьма строгих нравов. Он добивался от своего сына академических успехов. Об этом свидетельствует такая сценка. Молодой Робсон читает дома по-гречески «Одиссею». А отец говорит ему: «Но ведь мы еще не закончили Илиаду».

Получив стипендию для учебы Ратгерсе, Робсон стал третьим и последним его студентом-негром. Затем он штурмовал Колумбийский университет. Но расизм сделал одно «доброе» дело. В спектакле есть такая сцена. 20-е годы. Начальство говорит ему, что он будет работать юристом, но лишь за кулисами фирмы, поскольку ее клиенты не будут чувствовать себя комфортно с ним и не захотят, чтобы он представлял их в суде. Гордый молодой негр завязывает с Юстицией, которая даже через свою повязку различает цвет его кожи.

Но кроме законов, которые позволяли суд Линча, Робсон знал и законы Орфея. Он обладал богатым баритоном, ставшим его кормильцем. Робсон начал выступать в Нью-Йорке и прозвучал как буревестник «Гарлемского ренессанса». В его репертуаре были даже главные роли в спектаклях Юджина О’Нила.

Но слава Робсона началась с постановки «Шоу бот» в Лондоне. Конечно, расизм был и в Англии. Бити играет униженного певца, когда ему запрещают вход в лондонский ресторан «Савой», где он часто обедал. Но в тот день в «Савое» чревоугодничала большая группа американцев, и хозяева ресторана не хотели их «расстраивать».

Все, что я здесь рассказываю, Бити играет на сцене. Его голос по своему богатству почти приближается к робсоновскому. Кроме того, оттенки этого голоса дают актеру возможность быстро перевоплощаться. Даже в женщин. Даже в Эсланду — верную супругу великого певца.

Хотя Бити и относится уважительно к своему главному персонажу, он не занимается его украшательством. Мы узнаем о его связи с английской актрисой Пегги Эшкрофт, игравшей Дездемону, и с американской актрисой Ютой Хаген, игравшей ту же роль, но уже в Нью-Йорке. Робсон допустил грубую ошибку, согласившись сыграть в кинофильме «В песках реки». В этом фильме африканцы показаны как звери, и Бити цитирует лондонскую «Таймс», которая писала: «Игра Робсона показывает, что африканцы — это варвары, и как трудно управлять этими свирепыми людьми». (Робсон винил в этом редактуру фильма.)

Конечно, нельзя полностью согласиться с трактовкой «политического пробуждения» Робсона, которую дает Бити. Впервые он посетил Советский Союз по приглашению Сергея Эйзенштейна. В Берлине, где нацисты уже пришли к власти, Робсону досталась зато, что он путешествует с «белой женщиной». (Эсланда имела светлый цвет лица.) А вот в Москве это лишь способствовало еще более теплому приему. «Здесь, в Советском Союзе, я не негр, а человек», — говорит устами Бити Робсон. Во время второй поездки он узнает, что многие его советские друзья-евреи арестованы или расстреляны. Бити-Робсон не хочет говорить о сталинских преступлениях.

Когда разыгралась «холодная война» Робсон стал мишенью ФБР. Его вызвали на Капитолий в комитет палаты представителей по антиамериканской деятельности. Вскоре Робсон понял, что у него возможности играть в Штатах уже нет. Даже петь его мало кто приглашал. У Робсона был отобран заграничный паспорт. Петь за океаном он тоже не мог.

Биография Робсона это огромный пласт жизни не только одной личности, но и целой нации. Бити в общем справляется с ней, хотя, естественно, не может иногда избежать резких скачков, например, его борьбы с линчеванием, прерывающейся возмущением, что его вызвали на допрос в комитет сенатора Маккарти (1956 год) и романом с Хаген (1943 год).

Но я не пишу рецензии. «Самое высокое дерево в лесу» Дэниеля Бити показывает не только великого артиста и певца, но и предтечу движения за гражданское равноправие негров в Америке. «Дерево», которое расцветает перед вашими глазами, становится от этого только выше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру