Почему мопс Любови Орловой жил на подпольном положении

Киновед Ирина Гращенкова исследовала кино и написала энциклопедию жизни 20-х годов

7 декабря 2015 в 20:32, просмотров: 3945

Гильдия киноведов и кинокритиков России наградила фирменным призом «Слон» в номинации «История кино» киноведа Ирину Гращенкову за ее основополагающий труд «Киноантропология ХХ/20».

Почему мопс Любови Орловой жил на подпольном положении
Вера Малиновская

Заботясь о своих читателях, автор настояла на том, чтобы ее сочинение набрали крупным шрифтом. После чего и без того увесистое киноповествование приобрело внушительный вид. Достаточно заглянуть в оглавление, чтобы почувствовать, что предстоит занимательное чтение не только для специалистов, но и широкого круга читателей.

Раздел «Женщины 20-х» рассказывает о красавицах советского кино. Их жизнь складывалась трагически: самих не щадили и мужей расстреливали. Кто-то, как Вера Малиновская, эмигрировал. Уже на западе актриса вышла замуж за владельца авиакомпании Alitalia. И судьбы других сложились неожиданно. Далее идет глава «Мужчины 20-х», а потом — аналогичные разделы о стариках (хотя персонажи старшего поколения нечасто появлялись на экране, их рассматривали как пережиток прошлого), молодежи, детях (их снимали в фильмах о добром Ильиче), социальных болезнях 20-х. И, наконец, - «Мои родители – люди 20-х годов», которым и посвящена эта книга.

20-е годы — удивительное время. Принимается новое законодательство о браке и разводах, в корне изменившее основы семейных отношений. Свадьба рассматривается как отрыжка прошлого, а ношение обручальных колец преследуется. Партийные дамы во главе с Коллонтай ратуют за жизнь втроем, считая обывательским призыв «не живи с тремя женами». В уставе комсомола существовал пункт «о необходимости удовлетворять друг друга при уплате членских взносов». Случаи отказа приравнивались к неуставным. Кинематографисты тоже не отставали. Сюжеты возникали лихие. Современные чиновники причислили бы их к аморальным. Дзига Вертов снял выпуск документального журнала «Кино-правда» за 1923 год о своих современницах. Бюстгалтер, пантолоны, пудру и духи он считал проявлением буржуазного образа жизни. В своих дневниках Вертов ставил вопрос ребром: «Женские панталоны или трактор?». Именно тогда появилось такое понятие как фильмы социально-бытовой гигиены, где шла речь о чистоте отношений.

Автор касается всех сфер жизни, включая жилищный кризис в стране. К примеру, Эйзенштейн получил комнату в коммуналке на Чистых прудах после того, как член домкома посмотрел его фильм «Броненосец «Потемкин». И так этот влиятельный товарищ впечатлился, что расселил других жильцов. Ирина Гращенкова исследует тип героя, появившийся в кино, потребовавший от актера определенных качеств. Сергей Эйзенштейн снимал «Генеральную линию» в 1926-ом, и она должна была завершить его цикл о революции, начатый «Стачкой». В поисках главной героини он просмотрели тысячи женщин. На пробы их созывали ударом в церковный колокол. Нашли в итоге Марфу Лапкину. Под своим именем она и вошла в фильм, а за время съемок родила дочь. По совету Сталина фильм был переименован в «Старое и новое». Положительным считался тогда образ члена партии большевиков. Антигироем становился искатель красивой жизни. Иногда сами кинематографисты становились его олицетворением. Документалист Владимир Ерофеев был задержан одесской таможней за то, что провозил из загранкомандировки пудру и чулки. Его обвинили в контрабанде с целью спекуляции.

Марфа Лапкина в фильме "Старое и новое"

Если посмотреть на героев той поры, то нельзя не заметить, насколько выразительны лица мужчин 20-х годов, появлявшихся на экране. У них утонченные, аристократические черты. Книга Ирины Гращенковой снабжена фотогалереей, говорящей ярче любых слов. Среди ее героинь - Москва, ставшая полноправным персонажем фильмов 20-х . В главе «Социальные болезни 20-х», среди которых - наркомания, проституция, неграмотность, собрано немало поразительных, а то и анекдотических свидетельств времени. В ту пору создавались «культурфильмы» санитарно-просветительского характера. В сценаристы брали врачей. К созданию такого рода кино приложил руку сценарист Эйзенштейн, правда, под псевдонимом. В 1927 году появился декрет, запрещавший держать собак декоративной породы. Связано это было с нехваткой продовольствия в стране. Так что мопсу Любови Орловой пришлось жить на подпольном положении.

Редко кто из серьезных аналитиков, умеет сделать свое повествование еще и увлекательным, как это получилось у Ирины Гращенковой. Ее «Киноантропология ХХ/20» - своего рода энциклопедия жизни 20-х годов прошлого века, не только история отечественного кино.





Партнеры