Открылась выставка художников-экспериментаторов 1920-30-х годов

Авангард, вдохновленный Востоком

В галерее современного искусства ARTSTORY в рамках проекта «Очарованные Востоком», 13 июля показали документальный фильм «Страсти Игоря Савицкого» — о художнике, который создал в столице Каракалпакии Нукусе музей нонконформистского искусства.

Авангард, вдохновленный Востоком

Жизнь Савицкого пришлась на неспокойное время: Гражданская война, затем Великая Отечественная, репрессии Сталина. Он бросил Москву, мастерскую на Арбате и уехал в далекую Каракалпакию, чтобы остаться там навсегда. После демонстрации фильма об Игоре Савицком вспомнили художники Александр Волков и Александр Кедрин. Понятно, что помимо фильма зрители могут посетить и выставку. И вот тут — самое интересное.

Экспозиция представляет более 150 работ, многие из которых выставляются впервые. Это живопись, графика и скульптура – творчество экспериментаторов 1920–30-х годов, которые связали свою жизнь со Средней Азией. Так появился уникальный феномен, получивший название «русский Восток».

Первый зал встречает гостей картинами Александра Кедрина: «Неотразимая сила Любви», «Возьми меня в даль светлую» и «Голубая пиала», — этакий фигуратив, насыщенный яркими и живыми красками. Та же ситуация с произведением Александра Волкова «Караваны моего детства», благодаря названию угадываются очертания людей и верблюдов. Здесь же размещены небольшие скульптуры из глины этого же автора, намекающие на силуэты людей.

Второй зал – агитационные плакаты объединения «Окна УзТаг» Владимира Рождественского. Он писал их во время Великой Отечественной войны. Далее рисунки детей, взрослых и стариков Глеба Орлова, выполненные углем на бумаге. Работа Антонины Ромодановской (девушки, собирающие хлопок), написанная нежными цветами акварельной краски.

Идем дальше — комната портретов. С первого взгляда кажется, что это не иначе как изображения известных личностей. Однако читаем табличку к работе художника Вениамина Кедрина — «Простые люди Узбекистана». С добрыми, улыбающимися лицами и задумчивыми глазами, как будто бы смотрящими вдаль. Там же висит пара карандашных рисунков Юлии Разумовской с мечетью и криво растущими деревьями, и комната с колоннами в старом здании.

Если предыдущий зал – это обилие черных и серых красок, то четвертый, он же последний, поражает яркими и насыщенными цветами. Здесь и чайхана под развесистыми ветками деревьев, застывшие на берегу рыбаки Виктора Уфимца, улицы Узбекистана Антона Чиркова, навевающие мысли о «Тысячи и одной ночи». Сказка, да и только!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Авангард, вдохновленный Востоком

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру