Не стало режиссера мультфильма «Жил-был пес» и художника «Винни-Пуха»

Эдуард Назаров ушел из жизни на 75-м году жизни

11 сентября не стало Эдуарда Назарова — режиссера и художника анимационного кино, президента плавучего Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК», на который он из-за болезни в последние годы уже не ездил. Ему было 74 года. Он давно болел и не выходил из дома. Диабет, ампутация ноги, проблемы с сосудами...

Эдуард Назаров ушел из жизни на 75-м году жизни
Эдуард Назаров

А раньше Эдуард Васильевич бодро выходил на палубу с собачкой. Встретишь его — и поговоришь обо всем на свете. Он был простым и сердечным человеком, но если надо, мог проявить еще какой характер, призвать к ответу тех, кто, с его точки зрения, поступал подло. Это он в 2011 году вместе со своими коллегами — классиками мультипликации Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Леонидом Шварцманом — написал письмо о критической ситуации в анимации. Их всех пригласил на встречу Владимир Путин и распорядился потом выделить на анимацию 500 миллионов рублей. К Назарову всегда обращались, когда нужно было сказать веское слово. Потому что его уважали, он был человеком с совестью.

А еще тонким художником. Эдуард Назаров снял любимые народом фильмы «Жил-был пес», «Мартынко», «Про Сидорова Вову», «Путешествие муравья». Сам за кадром озвучивал своих водомерок и гусениц. Именно он вместе с художником Владимиром Зуйковым придумал образ Винни-Пуха таким, каким мы его полюбили в фильмах Федора Хитрука. Как-то мы сидели с Эдуардом Васильевичем в ресторанчике на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где он руководил анимационным жюри. На столе — скатерть с изображением героев «Винни-Пуха». Назаров захотел ее приобрести. Официанты переполошились, позвонили директору, и она пришла, чтобы засвидетельствовать почтение мастеру, и подарила скатерть.

Про себя Э.В. рассказывал: «Я мечтал об архитектурном институте, но ушел с экзамена, хотел в Антарктику поехать — тоже не получилось. В анимацию пришел в семнадцать лет, после школы, стал сыном полка. Мы с Юрием Норштейном вместе в школе учились, встретил его как-то на студии. С этого все и пошло. Возил что-то на тачке, кирпичи таскал. Прошел все стадии «производства». Анимация — интеллектуальное дело. Там без мозгов делать нечего. Снимать кино для детей сложнее, чем для взрослых. Тут важно не навредить. Взрослый может проскочить какую-нибудь гадость, а малюсенький человечек не защищен. Он все впитывает, как губка. Если пичкать ребенка только тем, что он любит — конфетами и пирожными, то что с ним будет? Он просто не выживет. Так и здесь. Накормишь какой-нибудь пакостью — все! Испорчен человек. Нынешние дети не всегда улавливают мысль. У них клиповое мышление. Если вовремя на это не обратить внимание, то будет поздно — придется милицию на помощь вызывать. Если вовремя не построить школу, то придется строить тюрьму».

Как-то я спросила Эдуарда Назарова, чего бы он попросил у бога, а он ответил так: «Смешно просить молодости. Все то, чего я хотел бы, уже невозможно. Пожить бы немножко».

Худрук «Союзмультфильма» режиссер Михаил Алдашин считал его отцом родным (не он один!), товарищем, критиком и учителем: «Бескомпромиссный и чуткий. Мерило вкуса и эталон чести. Даже не хочется говорить о его вкладе в искусство анимации, это не просто какой-то там вклад — он сам гора. Эверест. Эдик был таким нужным — до последнего момента, как плот спасательный на корабле, как костыль недоучкам, как очки близоруким».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27201 от 12 сентября 2016

Заголовок в газете: «В анимации без мозгов нечего делать»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру