Чтобы приступить к «Дуэлянту», режиссеру Мизгиреву потребовалось 30 секунд

Владимир Машков сыграл бога лжи

После премьеры на Международном кинофестивале в Торонто картина Алексея Мизгирева «Дуэлянт» показана в Москве. Ее продюсером стал Александр Роднянский, прошедший с «Левиафаном» Андрея Звягинцева сложный путь к оскаровской номинации.

Владимир Машков сыграл бога лжи
Алексей Мизгирев и Владимир Машков на московской премьере фильма.

42-летний Алексей Мизгирев — ученик Вадима Абдрашитова, он, в отличие от многих своих коллег, хорошо владеет профессией. В 2007 году ярко дебютировал с картиной «Кремень», получил «Серебряного леопарда» за режиссерскую работу на фестивале в Локарно за фильм «Бубен, барабан», снимал исключительно жесткие и очень мужские картины, не оставлявшие никаких надежд на светлую жизнь. «Дуэлянт» — неожиданный для него ход, слишком красивая и отчасти гламурная картина для режиссера, от которого привыкли ждать непримиримых высказываний на современную тему. «Я прочитал русский дуэльный кодекс, напечатанный в 1910 году, когда уже никаких дуэлей не было, — рассказывает Алексей Мизгирев. — В нем подробно прописана процедура дуэли. Я не знал, что существуют замены и может стреляться другой человек вместо вызванного на дуэль. И зацепился за это слово «замена». В этот момент сложился сюжет, с которым я и пришел к продюсеру. Роднянский согласился работать над ним в течение 30 секунд».

«Вопрос чести — очень важное и вневременное понятие, связанное с пониманием самого себя, — говорит Алексей Мизгирев. — Люди больше думают об успехе и в меньшей степени о том, как он достигается, но это еще не говорит о том, что ощущение чести потеряно. Размер банковского счета и квартиры — это и есть твое личное достоинство сегодня». Мизгирев снимал картину не про XIX век, а про то, как должен себя чувствовать человек, у которого отобрали самое главное — его собственную личность. Это история киллера, расплачивающегося за убийство.

Картина красивая и масштабная, но в ней нет широты размаха, поскольку авторы скованы границами современного города, небольшой декорацией. Мы видим улицы состаренного Петербурга, какими увидели бы улицы других городов, скажем, у Мартина Скорсезе или у кого-то еще из голливудских режиссеров. В них есть что-то ненастоящее и театральное, хотя на экране — только подлинные вещи. 95 процентов исторического реквизита, карет, пистолетов приобретено за пределами родины. У нас ничего этого нет. Лишь в исключительных случаях авторам «Дуэлянта» пришлось что-то воссоздавать. Снимая историю прошлых лет, они стремились рассказать о живых людях, похожих на нас. Не всегда это считывается, и прошлое не становится настоящим. Оружие тоже использовали подлинное, правда, заряженное холостыми патронами. Прочувствовали его поэтику и магическую силу, кажется, впервые в нашем кино после «Макарова» Владимира Хотиненко, когда оно зажило самостоятельной жизнью и стало управлять человеком.

Ходили разговоры, что фильм снимут на английском языке. Однако Александр Роднянский уточнил, что такого намерения не было, просто рассматривали разные варианты, понимая, что на больших экранах сегодня доминирует визуальный аттракцион, создаваемый Голливудом. А для того чтобы привлечь иностранного зрителя к российской картине, нужно соответствовать неким стандартам. Но ясно понимали, что в случае англоязычного пути фильм потеряет отечественную аутентичность. «Мне кажется, эта картина так глубоко пронизана национальным кодом, что английский язык его бы уничтожил», — говорит Роднянский. Голливуд создает мифы. Мы тоже можем что-то предложить миру, например, золотой век русской истории, то есть 19-е столетие, и Санкт-Петербург как один из красивейших городов. Роднянский верит, что это пространство в дальнейшем можно будет населять разными персонажами. Хотя ясно, что «романтический период закончился, и даже Джеймс Бонд превратился в потного персонажа».

Сопродюсером картины стал бизнесмен Глеб Фетисов (компания "Фетисов Иллюзион"), входящий в список Forbes. Это уже не первый его кинопроект. В 2014 году он участвовал в производстве фильма «В спорте только девушки». Что касается «Дуэлянта», то эта история его сразу заинтересовала: «Она чрезвычайно близка мне по духу. Вопросы защиты чести и достоинства для меня не пустой звук. Мне часто и самым серьезным образом приходилось отстаивать свою репутацию. Больше 30 лет я постоянно живу в форс-мажорных обстоятельствах. Множество раз оказывался в ситуации дуэли, когда казалось, нет такого человеческого закона, который поможет разрешить конфликт. И сейчас мне приходится защищаться от сфабрикованных обвинений. Пример главного героя Яковлева убеждает в том, что ты всего можешь добиться, если силен духом. Фильм заряжает уверенностью в силе правды и неотвратимости установления справедливости. Поэтому для меня не стоял вопрос, быть или не быть сопродюсером. Фильм мощный, своевременный, точно артикулирующий крайне чувствительные нравственные проблемы».

Главные роли сыграли Петр Федоров, который невероятно красив на экране, так что даже дамы меркнут рядом с ним, и Владимир Машков, напомнивший Пушкина в зрелом возрасте. Петр Федоров преисполнен гордости от самого факта появления такой картины в России. Он сыграл настоящего героя — бесстрашного, сексуального и даже благородного. Владимир Машков превратился в злодея, а это, по его мнению, — самые искренние люди: «Это было увлекательное путешествие в другой мир. Мой герой должен скрывать свое злодейство, чтобы все были уверены в его правоте. Самое сложное — найти такую искренность. Мой герой — бог лжи». Любит ли он, как иногда это кажется, или все только игра? «Любовь — такое неопознанное чувство, из-за которого человек может забыть про честь, и, наоборот, она его может воодушевить бороться за честь», — говорит Машков. Каждый из актеров серьезно размышлял на тему ухода. Петр Федоров и сам стоял под дулом пистолета, запомнил, как улетучилось все ненужное из головы в час пик. «Дуэль, — считает Машков, — это не смерть впопыхах. В тот момент, когда человек стоит против своего противника, он может проявить свои самые лучшие качества. У меня дуэль никогда не прекращается, прежде всего с самим собой. Иногда хочется самого себя вызвать на дуэль. Мне вспомнился медицинский термин «зеркальные нейроны». Я старался уловить их в режиссере, это же его материал. Мои партнеры тоже были преображены. Мы совершили путешествие на американских горках внутри себя».

В «Дуэлянте» снимались прекрасные немецкие актеры: Франциска Петри, знакомая нашему зрителю по «Измене» Кирилла Серебренникова, и уникальный театральный актер Мартин Вуттке, приезжавший в Москву на гастроли с «Берлинер ансамблем». Франциска не уставала повторять, что встреча с Владимиром Машковым — подарок судьбы. Она увлечена Тарковским и счастлива работать в России. Вуттке многое знал про Петербург благодаря книгам и путеводителю, но его мистическую составляющую открыл, только приехав в этот город. «Я понимаю, почему пригласили именно меня, — говорит он. — Немцы играли важную роль в жизни Петербурга. А для многих русских путешествие в Германию было обязательным».

Чем станет этот Петербург для нашего зрителя, трудно даже предположить. Непривычный для восприятия, головокружительный и слегка голливудский, он требует от зрителя некоторого преодоления и выхода на дуэль.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27211 от 23 сентября 2016

Заголовок в газете: Машков стал богом лжи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру