Рассказ о Сергее Левицком в Доме-музее Герцена начинается с его знаменитой фотографии 1856-го года, на которой изображены сотрудники журнала «Современник». Вот молодой Лев Толстой в военном мундире, недавно вернувшийся с Крымской войны, а вот великий драматург Александр Островский, ещё без бороды, рядом с ним сидит беллетрист Александр Дружинин, а следом – два выдающихся Ивана: Тургенев и Гончаров. В центре стоит писатель Дмитрий Григорович. По его инициативе и состоялась эта съёмка в Петербурге.
Однако, пожалуй, самой знаковой фотографией, с которой начался творческий путь Левицкого, стал дагерротип Николая Гоголя в окружении архитекторов и художников, сделанный в Риме в 1845-ом году. По словам Ченчиковской, это единственное подлинное фотографическое изображение Гоголя. На выставке представлена пересъёмка дагерротипа, а вот место нахождения оригинала до сих пор неизвестно. Кстати, потом изображение Николая Васильевича с тростью вычленили из этого снимка и тиражировали отдельно. Интересно, что у ног писателя изображен сам Левицкий. В Риме же он оказался по пути в Париж, куда направлялся, чтобы слушать лекции в Сорбонне.
- Сергей Львович интересовался последними техническими достижениями и изобретениями, связанными с фотографией: в области физики, электричества, гальванопластики – рассказывает сотрудник музея Екатерина Ченчиковская. В свою очередь старший научный сотрудник Светлана Головко отмечает, что особую роль для Левицкого играл свет. Он даже изобрёл слово "светопись", утверждая, что искусственный и естественный свет друг другу не противоречат, а дополняют. Вот почему его фотографии – настоящее искусство и целая философия.
Взглянуть хотя бы на снимок дочери Сергея Львовича, певицы Полины Левицкой, которую он запечатлел в образе героини оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Сам композитор также попал в объектив фотографа, представ на снимке в причудливом тюрбане.
Со своим же знаменитым родственником – писателем, публицистом и, как бы сейчас сказали, одним из лидеров тогдашнего оппозиционного движения Александром Герценом Левицкий сблизился, когда тот находился уже в эмиграции в Париже. Там у Левицкого было фотоателье, которое пользовалось большим успехом. В нём он сделал самые известные снимки Герцена. Например, фотографию, на которой Александр Иванович склонился в задумчивой позе. С неё делалось огромное количество живописных и графических копий, а художник Николай Ге, чей портрет Герцена находится в Третьяковской галерее, настолько был покорён этой фотографией, что в своей картине «Тайная вечеря» представил Христа в точно такой же позе, как на снимке с Герценым.
Впрочем, сам Александр Иванович очень любил другую свою фотографию, выполненную Левицким. На ней сразу два Герцена. Один стоит, а другой сидит, и оба смотрят друг на друга с деловым видом. Перед нами мастерски воплощённая идея коллажа.
- Две половинки объектива по очереди закрывались. Соответственно, два изображения совмещались в одном кадре, – объясняет Светлана Головко. – Пластина была мокрая. Она сохла сорок секунд. За эти сорок секунд надо было успеть переодеться. Герцен надел сюртук и сменил позу, чтобы снимок проявился на той же самой пластине.
Герцену нравилось дарить эту фотографию с самыми разными шутливыми подписями. Например, отправляя снимок своей дочери Ольге, он надписал: «Два папы, экзаменующие Ольгу или совещающиеся после экзамена». Парадоксально, но Левицкий, двоюродный брат Герцена, стал личным фотографом монарших особ. Причём получалось у него это не менее талантливо.
Тому пример – снимок Александра II с императрицей Марией Александровной. Левицкому удалось уловить разлад в царской семье.
На фотографии между супругами нет единения, что неудивительно, если учесть многочисленные увлечения царя-освободителя и его роман с фрейлиной Александрой Долгоруковой, с которой после смерти Марии Александровны он сочетался морганатическим браком. Гораздо более сплочённой и дружной на фотографии Левицкого выглядит семья Александра III. Здесь и юный Николай, будущий последний русский император. Дело Сергея Левицкого продолжил его сын Лев. Ему он передал управление своим ателье.