Зоя Богуславская накануне своего 100-летия открыла выставку «Всегда Зоя. Выставочный роман»

«Я очень люблю людей. Это мое хобби»

В Центре Вознесенского к 100-летию писателя, драматурга и музы Андрея Вознесенского Зои Богуславской открылась выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман». Ее героиня не просто присутствовала, но на протяжении четырех часов отвечала на вопросы журналистов, подписывала книги, встречала гостей, получила из рук министра культуры Ольги Любимовой орден «За заслуги в культуре и искусстве».

«Я очень люблю людей. Это мое хобби»

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку из Переделкина. У входа ее ждал сюрприз — сын Леонид Богуславский собственной персоной, который специально прилетел издалека и вышел навстречу с цветами. Юбиляршу подхватили под руки и вихрем пронесли по залам в сопровождении десятков камер.

«Трогательно до слез, — повторяла Зоя Борисовна. — Где вы все это взяли? Это же моя медсестра… Режиссеры Алов и Наумов… Они пригласили меня на «Мосфильм». Я была потрясена их предложением... Это не выставка, а история вопроса». Около инсталляции с лыжами, черной птицей и ведром Зоя Богуславская заметила: «Шампанского нет в ведре». У «Дома с ручкой» зачитала со стены собственные воспоминания, остановилась у детской кроватки с мишкой. Потом уже потребовала сняться с сыном: «Положи головку мне на плечи. Будет очень смешно». Суета вокруг была страшная.

Выставка задумана в обратном хронологическом порядке. Сначала идут относительно недавние события — создание Центра Вознесенского, вручение премии «Триумф», потом уже встреча с Вознесенским, счастливые замужества, знакомство с будущим мужем — молодым ученым Борисом Каганом, рождение сына, учеба в ГИТИСе… Целый зал посвящен «Мосфильму», где Богуславская работала в шестом творческом объединении, спасала Тарковского. Детство — это заводная балерина, сведения о родителях, документы, фотографии, на которых отец и мама Эмма Иосифовна, пострадавшая от сфабрикованного «дела врачей». На стендах — биографические подробности. Вот одна из них: «В роддом Зоя Борисовна уезжает из Ленинской библиотеки, где она в это время работает над кандидатской диссертацией».

Инсталляция «Эвакуационный госпиталь»

Художник и архитектор выставки Алексей Трегубов создал несколько инсталляций. Одна из них — эвакуационный госпиталь в Томске, где молодая Зоя Богуславская работала медсестрой в годы Великой Отечественной войны. Это и лестница в доме в Переделкине, напоминающая о поэтических строках Вознесенского. Они много путешествовали по миру, и на выставке установлены два символических кресла с борта самолета.

По словам Алексея, изумрудом выставки стала икона неизвестного автора первой четверти XVI века «Архангел Михаил» из частной коллекции. Какое она имеет отношение к Зое Богуславской? «Когда смотришь на произведение, которому 500 лет, — объясняет Алексей, — то начинаешь к времени относиться нелинейно. Икона относится к теме «Мосфильм» и созданию фильма Тарковского «Андрей Рублев». Зоя Борисовна внесла свою лепту в его появление». 

Инсталляция «Детство»

Богуславская встречалась и дружила со многими выдающимися людьми — Марком Шагалом, Артуром Миллером, Владимиром Высоцким, Хулио Кортасаром, Джиной Лоллобриджидой, Софи Лорен, президентом Кеннеди… На открытии выставки она рассказала, как Вознесенский познакомил ее с Лилей Брик: «Она вначале пренебрежительно ко мне отнеслась, потом осмотрела довольно глубоко… Андрею ее поощрение было очень важно».

Алексей Трегубов поясняет: «Раскрыть все сто лет невозможно, но прикоснуться к своей жизни Зоя Борисовна дала. У меня было чувство, что Андрей Вознесенский помогал нам эту выставку делать. Благодаря ему все становилось на свои места. Хотелось избежать академичного рассказа про жизнь человека, поэтому решили пойти в обратном направлении. Отсюда и название «Выставочный роман». Это в большей степени отклик на воспоминания Зои Борисовны». 

«Самое главное для меня — люди, — призналась нам героиня дня. — Я их люблю. Это мое хобби. Я такое количество ярчайших людей встречала в своей жизни! Я много путешествовала, несколько раз была в Америке, работала в Колумбийском университете, в Париже работала и в Германии. У меня безакцентный немецкий. Французский и английский с каким-то привкусом, а по-немецки говорю как немка, с года и до пяти прожила в Берлине, где отец работал в советском торгпредстве».

«Дом с ручкой»

О чем она мечтает сейчас? «Прожить остаток жизни без болезней, не быть немощной, иметь силу думать и чувствовать, то есть быть сознательным человеком. Мы живем в тревожное время, очень неустойчивое. Невозможно предсказать, куда оно вырулит. Я жила в суровые эпохи. В самые трудные дни мне помогал ум. У меня очень сильный мыслительный аппарат. Жалею о несделанном. Некоторые книги задумывала, но так и не написала. Сейчас продолжаю писать. Постараюсь вместить в свою книгу сегодняшний день, рассказать о новых людях, с которыми подружилась. Я породнилась с чемпионом по хоккею Вячеславом Фетисовым. Мой внук женат на их потомке. Я у них в доме пару раз бывала, но чего мне не хватает, так это времени. Невозможно разорваться на части и всюду поспеть».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29259 от 17 апреля 2024

Заголовок в газете: Жизнь в обратном направлении

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру