Семья – как много в этом звуке! Особенно для семьи Люмьер. Основатель фотодинастии Антуан Люмьер страстно мечтал заниматься фотографией. Его страсть передалась детям – Огюсту и Луи (тем самым знаменитым братьям), а от них пошла дальше, из поколения в поколение... Именно Луи и Огюст изобрели сухую пластину, новую эмульсию и дали фотографии цвет, а главное – поставили производство своих изобретений на конвейер, сделав фотографию доступной! А тренировались Люмьеры фотографировать друг на друге. Именно такие, семейные снимки представлены на выставке.
На самом деле в Москву привезли даже больше снимков (80), чем уместилось в экспозицию Нового Манежа. Но организаторы не горюют, старательно протирают оправу фотографий перед открытием и готовят сюрприз для посетителей.
– Автохромы – это изначально не фотографии, это стеклянные пластинки, – рассказывает главный хранитель Московского дома фотографии Елена Мисаланди. – Их очень сложно печатать, тиражировать. Несколько пленочек, которые вставлены в стену, будут подсвечиваться так, что станут похожи на автохромы.
На одной из стен оборудован большой плазменный экран, на котором будет демонстрироваться фильм, а по бокам – эти самые пленки. Они повторяют несколько фотографий, висящих неподалеку.
– Представленные снимки, по-вашему, отражают больше технический процесс или в них есть и художественная изюминка?
– Здесь и то, и другое. Изначально для них был важен именно технологический процесс. Но, овладев технологией, люди начинают думать о художественной части. В каждом снимке есть композиция, это не просто портреты, пейзажи или натюрморты, а видно, что автор каждой фотографии располагал объекты в пространстве.
Пейзажи, портреты и натюрморты братьев Люмьер соседствуют с “Головокружением” Антуана, где показаны снимки китайских просторов с высоты пяти тысяч метров, и “8 звездами” Сергея Берменьева.