“Отрочество Христа” прошло мимо историков. ВИДЕО

Тайна загадочной иконы, которая сейчас выставлена в Москве, до сих пор не раскрыта

Тайна загадочной иконы, которая сейчас выставлена в Москве, до сих пор не раскрыта
Так “Спас Эммануил” выглядит сегодня. А так выглядел первоначально, в конце XVII столетия (после компьютерной реконструкции).
Вне сомнений — это событие уникальное! Икона родилась аж XVII веке и до сих пор была недоступна глазу общественности. Ее жизнь — загадка. Ее историческая и арт-значимость безусловна.  

Итак, в самом центре Первопрестольной — в Историческом музее — выставлен “Спас Эммануил”:  

• техника исполнения — единственная в мире;  

• реставрация продолжалась 10 лет;  

• кто заказал, кто выполнил, где находилась столетие — неизвестно;  

• примерная стоимость — 1,5 млн. долларов.  

“МК” попытался раскрутить клубок тайн одного из самых загадочных произведений искусства...


...Захожу в зал русского искусства XVI­—XVII века ГИМа. Приглушенный свет, здесь как-то особенно прохладно. Но это максимально благоприятные условия для хранения раритетов. Пытаюсь найти среди экспонатов самое последнее, уникальное поступление — икону “Спас Эммануил”. Но, похоже, здесь уже каждый без слов понимает, что именно ищет посетитель. “Вам, наверное, туда...” — направляет меня почтенная дама к древнерусскому памятнику.  

Вот она: просто огромных и совершенно непривычных для обывателя размеров икона — больше двух метров! Секрет мастеров древности — образ притягивает как магнит. Пронзительные глаза, почти прозрачный лик.  

— Такой работы больше не встретите нигде, — рассказывает руководитель отдела древнерусского искусства Людмила Тарасенко. — В процессе ее исследования мы столкнулись с большим количеством секретов. Такого я за всю свою практику не припомню...

Эксклюзивный заказ для эксклюзивного владельца

Загадка первая. На, пожалуй, самый главный вопрос — кто же автор “Спаса Эммануила” — исследователи до сих пор не нашли ответа. Известно точно: икона поступила в Государственный исторический музей из Высокопетровского монастыря в 1925 году. В сопроводительных документах предполагалось, что данное произведение выполнено Василием Познанским — известным художником конца XVII века. Но при ближайшем изучении “Спаса Эммануила” исследователи в этом сильно усомнились.  

Версии. Дело в том, что техника исполнения близка к мастерству еще и Богдана Салтанова. Армянин по происхождению, приехавший в Первопрестольную из далекой Персии, он прославил Русь многими своими шедеврами.  

Искусствоведы прорабатывают еще один вариант. Дело в том, что лик “Спаса Эммануила” уж больно схож с некоторыми произведениями Карпа Золотарева. Многие этапы его жизни сохранились в документах Оружейной палаты.  

— Людмила Петровна, но я читала, что уже доказано: икона выполнена в мастерских Оружейной палаты, — обращаюсь я к завотдела Людмиле Тарасенко.
— Да, но Оружейная палата в те времена — организация, в состав которой входили многие мастера. Либо числились на постоянной основе, либо привлекались иногда, для особых работ. И упомянутые выше имена связаны с Оружейной палатой.  

Ученые знают наверняка: древнерусское искусство преимущественно анонимное. И дошедшие до нас произведения — яркое тому подтверждение. Отсутствует подпись, не сохранена документация. Поэтому главное оружие исследователей — стилистический анализ, сопоставление с произведениями других художников.  

Загадка вторая. Вопрос, который также остается пока без ответа, — кто именно заказал икону.  

После смерти царя Федора Алексеевича, а именно после 1682 года, в технике “Спаса Эммануила” больше ничего никогда не появлялось. То есть аналогов нет.  

Версии. Известно, что при Федоре Алексеевиче шла активная постройка храмов Кремля. Возможно, икона предназначалась для одного из них. Кроме того, в это же самое время достраивается Ново-Иерусалимский монастырь. Что потребовало огромных ресурсов. И материальных в том числе. Новые церкви, новое убранство, новые иконы...  

С другой стороны, “Спаса Эммануила” могли заказать и представители аристократии. Позволить себе приобрести такое произведение, как наше, не мог позволить себе больше никто. Слишком дорогое удовольствие.


Видео: ТВЦ

Древнерусские миллионеры

Дорогим было, дорогим и осталось. Судите сами. По оценкам весьма уважаемых экспертов из антикварного бизнеса, “Спаса Эммануила” можно нынче оценить ни много ни мало в полтора миллиона долларов! И если бы икону вдруг выставили на торги, то ее смог бы приобрести лишь долларовый миллионер, если не миллиардер!  

Загадка третья. В ГИМ памятник старины глубокой попал только в 1925-м. Где же он был на протяжении больше двух столетий?  

В документах значится: “Спас Эммануил” передан в Исторический из сокровищниц Высокопетровского монастыря. Здесь икона хранилась несколько десятилетий.
— Но вот как она оказалась в монастыре, откуда пришла — до сих пор скрыто под завесой тайны, — утверждает завотделом Людмила Тарасенко.  

Версии. Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые разрабатывают различные версии. Вот одна из них. Знатоки ссылаются на издание 1873 года, посвященное жизнедеятельности Высокопетровского монастыря. Здесь имеется публикация архимандрита Григория. Он пишет: “Портрет патриарха Никона (а по технике исполнения он схож со “Спасом Эммануилом”. — О.Х.) попал в монастырь из дома Василия Васильевича Голицына”. Дело в том, что князя отправили в ссылку в Архангельский край, а все его имущество быстренько отошло госказне. Поскольку у царской власти той поры было особое расположение к Высокопетровскому монастырю, то и икону совершенно легко могли туда передать.

Осетровым клеем по драгоценному шелку

— Конечно, в этом произведении слишком много загадок. Но неоспорим факт: мы получили уникальную возможность любоваться “Спасом Эммануилом” только благодаря работе реставраторов, — говорит заместитель заведующего отделом реставрации Ольга Лантратова.  

Исследование и реставрация начались в 2000-м, а закончились только десять лет спустя.  

— Икона попала к нам в очень плачевном состоянии, — рассказывает Ольга Борисовна. — Всю Великую Отечественную она пережила в сыром подвале ГИМа. Ее не эвакуировали.  

Исследователям музея перво-наперво предстояло выяснить, как же безымянный мастер создавал “Спаса Эммануила”. А вот как. Деревянная основа — это несколько скрепленных досок. На эту основу с помощью осетрового клея — его получали из пузырей осетровых рыб — наклеивались аппликации из шелка, золоченой бумаги, разных видов тесьмы. Из аппликаций состоит облачение персонажей, фон, облака. А открытые части: лик, руки, ангелы — масляная живопись. Но! Традиционно масляная живопись выполняется на холсте. Здесь же — на атласном шелке. Штука уникальная. И прежде всего своим мастерством.  

— Ольга Борисовна, техника исполнения свойственна нашим мастерам?  

— Нет. И откуда она к нам пришла — загадка. Скорее всего, влияние Запада. Чисто внешне это вообще может напоминать гобелен. Но это лишь версия.  

Главная интрига: в каких цветах была выполнена икона первоначально?  

— Если сегодня наш памятник почти весь однородного цвета, то в конце XVII столетия это были яркие, насыщенные краски! — утверждает Ольга Лантратова.
Основные аппликации изготовлены из шелкового репса: ткань полотняного переплетения, у которой нити основы и у тка сильно отличаются по толщине. Так вот, почти все аппликации сделаны из репса, только окрашены в разные цвета. Облака изначально были трех цветов: желтого, белого, темно-коричневого. Плащ персонажа — синего. Платье Эммануила — хитон: сегодня он практически бесцветный. Но изначально — ярко-красного. Крылья ангелов — тоже насыщенные: синие, желтые, красные.  

— Мы ведь провели и технико-технологические исследования: изучение природы материалов, из которых изготовлена вещь. И она тоже подтвердила редкое, тончайшее мастерство, — комментирует Ольга Лантратова.  

Чем прокрашен шелк? Мареной — корни растения содержат красный краситель. Голубой и синий получены в результате использования индигоносных растений. Раскрас облаков — здесь поработали дубильные вещества с использованием железной и алюминиевой протравы.  

Но современным мастерам неизвестно то, что отлично знали мастера древности, — из какой страны шелк привезен в Россию. Его можно определить по орнаменту. В данном случае он отсутствует.  

Невероятно, но факт: сотрудникам ГИМа удалось воссоздать в цвете и фактуре первоначальный вид иконы. Но! Только на компьютере с помощью спецграфики.  

— Мы смогли это сделать лишь виртуально, — комментирует Ольга Лантратова. — А реально запрещено. Суть реставрации: предотвратить дальнейшее разрушение памятника, но не сделать его новеньким.  

В чем же самая большая сложность реставрации “Спаса Эммануила”? А в том, что тонкую шелковую ткань, приклеенную к доске, нужно было промыть и укрепить. Демонтаж невозможен. Авторскую работу нарушать запрещено. Пришлось на поверхности дерева очень маленькими тампонами, смоченными в дистиллированной воде, прокатывать ткани. А они были загрязнены настолько, что даже в микроскоп невозможно было увидеть ниток — одна грязь. Долгая, нудная, но аккуратная и ювелирная работа.  

Уникальная техника — уникальная реставрация.

Религиозный микс

Есть икона, значит, есть и ее религиозное прочтение. “Эммануил” означает “с нами Бог”. В церковной живописи “Спас Эммануил” — это образ Христа в отроческом возрасте.  

— Вообще образ “Эммануила” очень редко встречается в иконографии, — утверждает Людмила Тарасенко.  

Но именно такое исполнение несвойственно русской традиции. Исследователи сошлись во мнении, что в данной работе безусловно присутствует влияние западной художественной школы: корона Эммануила, держава в его руках. Последняя перекликается с католическими образами “Сальватора Мунди” (“Спасителя Мира”).
Здесь возникает вопрос. А именно: как на подобный религиозный микс откликались представители православия? Ведь известно, что это весьма консервативное направление христианства. Как оказалось — легко!  

— Просто потому, что конец 17-го века — это церковный раскол, — рассказывает Людмила Тарасенко. — В это время Москва активно застраивается церквами. Разумеется, их нужно расписывать, создавать убранство. То есть художественная жизнь била ключом.  

И нашим мастерам подобная нагрузка была просто не под силу. Ведь работка-то ювелирная! Привлекали европейских специалистов. И они-то уже и придавали совсем иное звучание православным реликвиям. А “Спас Эммануил” — это просто яркая иллюстрация к российским страничкам истории.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру