Венеция надавила на «Жалость»

Ким Ки-Дук укротил «Золотого льва»

«Ты оставляешь все сожаления и меня позади. Так что я не могу помочь — только заплакать, Ариранг», — пел печальную корейскую песню, но на позитивный мотив, на церемонии закрытия Ким Ки-Дук. Так он праздновал «Золотого льва» за свой 18-й фильм — «Пьета». Из всех тотемных животных, раздаваемых Венецианским кинофестивалем, российским фильмам досталась только «Серебряная мышь» — неофициальный приз жюри интернет-критиков документальному фильму Любови Аркус «Антон тут рядом».

Ким Ки-Дук укротил «Золотого льва»

Ким Ки-Дук уже десять лет как постоянный участник больших и маленьких международных кинофестивалей. Но, несмотря на ряд призов в прошлом, это его первый полноценный триумф. Впрочем, не менее судьбоносной стала победа в параллельном каннском конкурсе «Особый взгляд» два года назад, где Ким Ки-Дук участвовал с фильмом «Ариранг» — художественно-документальными хрониками затяжной депрессии одного известного корейского кинорежиссера. То есть самого Ким Ки-Дука. Показывая свою жизнь без прикрас (и изо всех сил эту убогость приукрашивая), режиссер весь фильм точил из разных деталей револьвер. Тот выстрелил, вытащив одним махом корейского автора из депрессии на пик востребованности в мире. «Пьета» (в переводе с итальянского — «жалость») — драма, разыгранная в тех же декорациях, что и «Ариранг», то есть промышленных трущобах, где за станками сидят нищие рабочие, единственный шанс которых расстаться с долгами — покалечить себя и получить медицинскую страховку. Главные герои — мать и сын, по аналогии с библейским сюжетом о Богоматери, оплакивающей Христа. Название — намек на каноническую скульптуру Микеланджело, породившую бессчетное количество интерпретаций.

По сравнению с шедевром Микеланджело «Пьета» — китч высшего уровня. Христос здесь не просто коллектор, выбивающий долги из клиентов. Он еще и насилует женщину, впервые за 30 лет появившуюся у него на пороге, чтобы убедиться, действительно ли она его мать. В одной сцене он запускает ей руку между ног со словами: «Я вышел отсюда, да? Тогда я сюда и войду. Если ты не моя мать, останови меня в любой момент». Впрочем, сцены несексуального характера в фильме выглядят гораздо пошлей.

Пошлость Ким Ки-Дук набрасывает на полотно броско, от души, сочными широкими мазками, перемешивая живой черный юмор со свинцовым пафосом. Получившаяся в итоге картина по праву может считаться одной из самых ярких (если не сказать — вызывающих) на фестивале. Учитывая, что в программе этого года не оказалось ни одного безусловного фаворита, председатель жюри основного конкурса Майкл Манн вполне мог отбросить объективность и отдать главный приз согласно своему личному вкусу.

Ким Ки-Дук, не сильно изменившийся внешне со времен «Ариранга», приехал на фестиваль с длинными волосами, собранными на затылке в пучок. Вроде восточного мудреца. И все же роль подлинного мастера в этот день выполнял Филипп Сеймур Хоффман, на пару с Хоакином Фениксом разделивший «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль в «Мастере» Пола Томаса Андерсона. Хоакин Феникс, который на официальной пресс-конференции фильма не сказал ни слова, предпочитая ходить по залу, курить и жевать жвачку, на закрытие не прилетел вовсе. Как и П. Т. Андерсон. Так что его «Льва» за лучшую режиссуру получал все тот же Хоффман. «Мастер» — один из самых впечатляющих фильмов конкурса. Это явно переходная картина в карьере Андерсона. Она сложно задумана и великолепно исполнена, но оставляет после себя немало вопросов. Один из них обнаружился прямо на церемонии закрытия, когда ведущие несколько раз перепутали награду, которая досталась Андерсону. Сначала его объявили лучшим режиссером, потом — обладателем спецприза жюри, а потом снова вернули «Льва» за режиссуру. Второй потерпевший, которому потрепали нервы неряшливые итальянцы, — Ульрих Зайдль и его «Рай. Вера». Именно их с Андерсоном призы два раза перепутали. И именно австрийцу в итоге отошел спецприз жюри.

Остальные награды разошлись вполне ожидаемо. За сценарий — «Что-то в воздухе» Оливеру Ассаясу (история волнений во Франции в 1970-е годы). За женскую роль — актрисе израильского фильма «Заполнить пустоту» Хадас Арон, сыгравшей хасидку, которая выходит замуж за бывшего мужа старшей сестры, погибшей после родов. За выдающееся техническое достижение — Даниэлю Чипри («Это был сын») за черную комедию о мальчике, попавшем в трагическую историю из-за царапины на папином «Мерседесе». Сыгравший главную роль Фабрицио Фалько (также он появился во второстепенной роли в драме Марка Белоккьо об эвтаназии «Спящая красавица») получил приз лучшему молодому актеру имени Марчелло Мастроянни.

Кроме того, несколько российских фильмов, представленных в Венеции в рамках передвижного кинорынка «DOORS», приобретены для проката в ряд европейских стран. Об этом сообщила журналистам Паола Корвино, руководитель ведущей сейлс-компании Италии Intramovies, ставшей сейлс-агентом «Роскино».

— Мы провели переговоры с новым директором Римского кинофестиваля Марко Мюллером, директором Берлинале Дитером Косликом, директрисой Берлинского кинорынка Бекки Пробст и директором кинорынка Канн Жеромом Пайяром, так что следующая остановка «DOORS» будет в Риме, Берлине и Канне, — говорит глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. — Впрочем, до этого «DOORS» откроются в Пусане и Лос-Анджелесе, в рамках двух крупнейших киноярмарок мира.

Первый Венецианский кинорынок, завершивший работу за несколько дней до конца фестиваля, также вместил в себя несколько деловых встреч, включая конференцию, посвященную VoD-дистрибуции, организатором которой выступило «Роскино» (наряду с «Аэрофлотом» — официальным партнером кинорынка). В конференции, модератором которой выступила глава Российской киноакадемии в США Элеонора Граната Дженкинсон, приняли участие специалисты со всего мира, включая руководителя департамента по продажам и развитию рынков Национального киносовета Канады Шанель Рутье и основателя Festival Scope Александра Раджа. Именно Festival Scope выступил техническим партнером уникального эксперимента, впервые проведенного крупным международным кинофестивалем. С этого года фильмы программы «Горизонты» в день их официальной премьеры могли посмотреть все желающие, заплатив предварительно примерно 180 рублей. Так что можно только догадываться, как Интернет изменит в будущем не только кинопрокат, но и кинофестивали.

Главное, не оказаться однажды от него в мучительной зависимости, как герои «Пьеты» от своих долгов.

Никита Карцев, Венеция

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру