Скромное обаяние голландского аскетизма

В Манеже открылась ультрасовременная выставка нидерландских дизайнеров

22.11.2013 в 16:33, просмотров: 2148

В рамках перекрестного года Голландия-Россия в Манеже открылась выставка «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма». Каждый из сорока одного объектов на ней ультрасовременен и… ультрапрост. Будь то цветы, сделанные из бумаги на 3D принтере или бревно, которое с помощью бронзовых спинок стульев трансформировалось в скамейку. Главная мысль голландских дизайнеров, идущая лейтмотивом через всю выставку: не все то роскошно, что дорого — и наоборот.

Скромное обаяние голландского аскетизма
фото: Мария Лазарева

Именно определенная дерзость и смелость исполнения объектов, их простота — но не опрощение —, нетривиальная идейная составляющая и придает предметам роскошный блеск, далекий от отблеска бриллиантов. И почти все вещи на выставке — не то, чем они кажутся на первый взгляд. Экспозиция оправдывает свое название: здесь все действительно весьма аскетично и лаконично. Так, первое, что ты видишь на входе — бревно, лежащее на полу. Только оно не совсем простое: в него вмонтированы три бронзовые спинки стульев. Получается такая скамья-бревно. Не знаю, насколько такой смелый предмет мебели прижился бы в московской квартире, но вот в загородном доме — почему бы и нет.

Смотрительница ругает посетителей за то, что тем не терпится всё потрогать и пощупать. «Ну что, вы диван дома не видели? Чуть отвернешься — на него вообще лягут!» — строго отчитывает она гостью. «Такой — нет!», — оправдывает свое любопытство девушка. На вид это такой мягкий многослойный кусок пирога (каждый слой которого — матрас, потоньше и попухлее, сиреневый и желтый) с «верхушечкой» в виде диванной спинки. И таких удивительных «предметов мебели» здесь уйма. Например, как бы вы представили себе «Стул Дарвина»? А это 200 отпечатанных листов бумаги, склеенных и скрепленных в виде кресла. Каждый слой повествует об истории вселенной: от зарождения жизни вплоть до появления цифровых технологий. А вот и тряпичное кресло, состоящее из «15-ти слоев ненужной одежды», владелец которого может добавлять и свою одежку. Представьте, сколько таких кресел можно было бы сделать из того, что мы каждый день называем «надеть нечего»?

Есть на выставке и объект, который находится в постоянном движении: невысокий черный комод, который при ближайшем рассмотрении оказывается шкафом с выдвижными ящиками. Когда предметы помещаются внутрь с одной стороны, с другой стороны дерево «выдавливается» на расстояние, соразмерное вкладываемому в шкаф предмету. Так что по своему неоднородному рельефу этот комод напоминает скорее сталактит в карстовой пещере. Есть здесь и комод другого порядка: небрежно сваленные в кучу и скрепленные воедино жгутом старые ящики.

Если к украшению интерьера подойти серьезно, то никак не обойтись без преображения стен. Забавно выглядит длинная полоска обоев с изображенными на них миниатюрными живописными работами «старых мастеров». Издалека коричневое «полотно» похоже на индонезийскую ткань батик, а вблизи оказывается, что многочисленные вкрапления на бумаге — картины мастеров-живописцев в уменьшенном виде. Так что на стену можно повесить не только песню, но и, например, «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера.

Немалое место на выставке занимает и посуда. На фарфоровой тарелке с нарисованным по ее краям искаженным изображением птицы верх тормашками стоит серебряная бутылка. Когда тарелка и бутылка тщательно выровнены, то на последней появляется истинное, правильное отражение птицы. Вот такую оптическую иллюзию демонстрирует эта пара предметов. Говоря про ультрасовременность выставки, стоит заметить, что многие предметы на ней — продукты жизнедеятельности такой популярной сейчас машины как 3D принтер. Цветы, которые никогда не завянут, скатерти-самобранки, которые при порче можно быстро заменить новыми, напечатав их на принтере, посуда, вазы. Просто, а самое главное — практично. Да, роскошно жить не запретишь — для этого нужно быть чуточку проще.

Что до феноменальной выставки Романовых, располагающейся с голландскими дизайнерами в одном здании, то интерес к ней и не думает снижаться. Стоит ли говорить, что для удобства посетителей время работы выставки продлили аж до полуночи (даже во время «Ночи в музее» многие выставочные пространства так долго не функционируют). Сюда целыми автобусами завозят экскурсионные группы школьников, и люди на уже промозглой Манежке готовы часами стоять с семьями в змееподобной очереди. Здесь что в десять утра, что в десять вечера: протиснуться сквозь группки посетителей довольно проблематично.



Партнеры