Михалкову дали спецльва

Никита Сергеевич научил всех демократии по-русски

Заголовки российских интернет-СМИ сразу после закрытия биеннале были весьма бодрыми: “Никита Михалков получил “Золотого льва”. Причем они разнились с заголовками иностранных новостных агентств: “Фильм Энга Ли стал неожиданным победителем фестиваля”. И последнее ближе к правде: у Энга Ли — “Золотой лев”, главная награда фестиваля, у Никиты Михалкова — “Специальный лев”, выданный ему по решению жюри и правилами фестиваля не регламентированный, но от этого не менее почетный.

Хотя бы потому, что в жюри 64-го Венецианского международного кинофестиваля заседали одни режиссеры: Чжан Имоу, Катрин Брейя, Джейн Кэмпион, Эммануэле Криалезе, Алехандро Гонсалес Иннариту, Фезран Озпетек, Пол Верховен. Они и наградили ленту Михалкова “12” с формулировкой: “Мы с восхищением признаем блестящее мастерство Никиты Михалкова. Его новый фильм — очередное подтверждение его таланта с гуманизмом и пониманием исследовать всю сложность человеческого бытия”.

Еще перед венецианской премьерой картины иностранные критики, заинтригованные пометкой “По мотивам фильма Сиднея Люмета “12 разгневанных мужчин”, сомневались, сможет ли Михалков оправдать 150-минутную версию своего фильма, тогда как оригинал длится всего лишь 90. А после пресс-конференции, где Михалков описал “12” как “приглашение к демократии”, критика подтвердила, что зрителю придется самому разбираться во всем, что происходит на экране. В целом международная критика была крайне благосклонна к новой ленте российского киномэтра. И, признавая разность ведения заседания присяжных в разных странах, говорила о том, что данный пример выглядит весьма “убедительно и стильно”. Несмотря на то что в России даже правосудие “не может быть бездушным”. Тема загадочной русской души, так хорошо удающаяся Никите Михалкову и для нас уже ставшая таким же лежалым товаром, как матрешки с лицами бывших генсеков, прозвучала вновь, и ее логично завершил вопрос: “Что же такое для этого мальчика, для присяжных, да и для всех русских свобода?” — вопрошали иностранные критики после просмотра “12”. Ну, кто не был русским, тот не поймет столь тонкой материи, а одно лишь прикосновение к ней людей, не обремененных загадочной русской душой, приводит их в священный трепет.

Триумфаторами биеннале помимо Никиты Михалкова, в 1991-м уже получившего “Золотого льва” за ленту “Урга”, в этом году стали одни лишь мэтры и звезды. Чествовали во время фестиваля Александра Сокурова, Тима Бертона и Бернардо Бертолуччи. “Золотого льва” получил Энг Ли за шпионскую драму “Вожделение, осторожность”. Сюрпризом для многих эта награда стала потому, что именно Энг Ли с гомосексуальной ковбойской драмой “Горбатая гора” уже получал “Золотого льва” всего лишь два года назад. “Серебряный лев” за режиссуру достался еще одному мэтру — Брайану Де Пальме и его картине “Отредактировано”. Спецприз жюри поделили француз Абделлатиф Кешиш и американец Тодд Хайнс за фильм, посвященный Бобу Дилану. За роль Боба Дилана актерский Кубок Вольпи получила и Кейт Бланшетт. Она сыграла одно из его воплощений. Лучшей мужской ролью была названа роль, сыгранная Брэдом Питтом в “Убийстве Джесси Джеймса”.

Таким образом, все основные призы достались мэтрам и звездам, и это внушает опасения за будущее биеннале. Ведь фестиваль всегда провозглашал себя открывателем нового кино и новых имен. Но конкуренция нынче так велика (в пику становящейся все более дорогой и американизированной Венеции в Риме уже второй раз пройдет свой международный кинофестиваль), что, похоже, дело идет к тому, что по количеству звезд и светских событий Венеция скоро переплюнет Канны. Джордж Клуни, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Шарлиз Терон, Вуди Аллен, Кира Найтли и другие звезды первой величины зажигали в этом году на Лидо. А это уже серьезная заявка на лидерство. Ведь там, где звезды, там и деньги продюсеров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру