"Русалка" идет на Запад

Российское кино готово конкурировать с зарубежным.

24 декабря 2007 в 09:25, просмотров: 688

Не так давно состоялась премьера фильма "Русалка" режиссера Анны Меликян. Трогательная история о белом вороненке, способном одним "по моему хотению" двигать горы и поворачивать реки. Занятная сказка с несчастливым концом. Добрая, местами наивная, местами – грустная сказка. Тем удивительнее тот факт, что фильм попал на фестиваль Sundance, который будет проходить в Соединенных Штатах с 17 по 27 января следующего года. За десять дней на суд зрителей будет представлена 121 картина. Причем 81 фильм будет демонстрироваться на фестивале впервые.

Как получилось, что российский фильм стал претендентом на награду на столь престижном фестивале? И почему этой чести удостоилась именно "Русалка"? Анна Меликян говорит: "Одно из основных мнений, которое звучит в адрес "Русалки" – это то, что фильм абсолютно европейский, он не похож на русское кино. Мне, конечно, сложно судить отстраненно, но мне кажется, что эта картина действительно должна быть понятна и близка любому человеку, в том числе и западному зрителю".

Каково же место российского кино на общемировом рынке? И что россиян ждет в ближайшем обозримом будущем? На эти и другие вопросы на эксклюзивных правах согласился ответить директор международных отношений компании "Централ Партнершип" Армен Дишдишян.

Каково место российского кино в мировом кинематографе на сегодняшний день?

– Российское кино входит, как и было в прошлом, в элиту мирового кинематографа. История российского кинематографа, бесспорно, вызывает уважение ценителей кино во всем мире. Хочу уточнить, что здесь мы говорим про кино, а не коммерческие фильмы (так называемый "попкорн"). В этой области только американское и – в меньшей степени – французское кино является для этих стран импортным продуктом. К сожалению, коммерческие фильмы остальных стран являются локальным продуктом, и только единичные фильмы могут быть выставлены на экспорт.

Можете ли Вы оценить динамику роста популярности российского кино за рубежом (по сравнению с предыдущими годами)?

– Если говорить про коммерческое кино, то только несколько фильмов, произведенных в России, имеют хоть какую-то привлекательность для международных дистрибуторов. С каждым годом качество и размах фильмов, произведенных в России, увеличивается. Продюсеры учатся на своих ошибках и ошибках других. Бюджеты фильмов также возрастают, и продюсеры понимают, что только российским рынком им свой бизнес – план не выполнить. Нужно учитывать, что новое российское коммерческое кино – это еще детеныш, который растет очень быстро и схватывает примеры и опыт Голливуда и французского кино. Но голливудское, и особенно французское кино, которое можно сравнить с российским кинопроизводством, стало интересно для зрителей этих стран не только за счет качества фильма, но и за счет огромных вливаний в раскрутку этих фильмов и, собственно, своей киноиндустрии и продюсерами, и на государственном уровне. Если мы пытаемся играть на их поле, то должны быть готовы к этим затратам. И, к сожалению, результат может быть получен не сразу, а наши конкуренты не будут сидеть сложа руки. В арт-хаузном кино (или, как мы называем в Компании, "умном кино") действуют другие механизмы работы. Здесь играет роль индивидуальность режиссера, мода в данный временной период, вкусовые предпочтения людей, которые решают, быть или не быть фильму на фестивалях. Это – очень сложный механизм.

Различия во вкусах и предпочтениях отечественного и западного зрителя – каковы они?

– Различий как таковых нет. Комедии, фэнтези, фильмы ужасов, боевики – все они популярны для широкой молодежной публики вне зависимости от страны. Внутри каждой конкретной страны есть группы, в большей или меньшей степени предпочитающие тот или иной жанр. Скажем, американские спортивные драмы и вестерны не так популярны за пределами США, так как это, все-таки, продукт специфический. А также комедии российского производства могут оказаться неинтересными зрителям других стран.  

Что Вы можете сказать об отношении зарубежных режиссеров и зрителей к российскому кино?

– Про режиссеров и зрителей сказать затрудняюсь, поскольку общаюсь с продюсерами и дистрибуторами. Они просто поражены ростом качества и масштаба российского кино за последние несколько лет. С каждым фильмом, который ЦПШ представляет на международные рынки, а мы представляем практически все крупные коммерческие фильмы российского производства, они с нескрываемым удивлением констатируют тот факт, что по качеству картины мы не уступаем даже американским мейджерам. Конечно, нужно больше работать над сценарием и монтажом. Они просто не понимают, почему наши коммерческие проекты получаются по хрономентажу больше, чем два часа. У них все в расчете: хрономонтаж, развязка истории, на какого зрителя рассчитан фильм. Они еще больше удивляются тому, что режиссер может настоять на определенной продолжительности фильма. Ведь финансовые риски лежат на продюсере.

Ваши оценки перспектив международных продаж российских кинофильмов в 2008 году?

– Перспективы есть, но нужно правильно оценивать наши возможности и цели по каждому фильму. Если фильм ориентирован на экспорт, то и основные составляющие картины должны учитывать предпочтения дистрибуторов и зрителей стран, где будут произведены основные продажи. Бюджеты российских фильмов резко возрастают. Продюсеры, соответственно, рассчитывают на зарубежные продажи. Но иногда бюджеты просто завышены. Нужно понимать, что на рынке предлагаются тысячи фильмов, и большинство на английском языке с участием звезд разных масштабов. Не говоря уже о локальных фильмах некоторых стран, которые разумно не выставляются на международные кинорынки. В такой жесткой конкуренции только для нескольких российских картин удастся найти дистрибутора.

Какие трудности Вы бы выделили в процессе продвижения на западный рынок российских фильмов?

– Огромная, в несколько раз большая, чем на территории России, конкуренция за бюджет дистрибутора на кинорынках. Завышенные ожидания от международных продаж у продюсеров. Ясное понимание того, что коммерческое кино должно соответствовать определенным критериям. И основное – это политика государства по продвижению собственной киноиндустрии на международных рынках, которая есть, например, у американцев и французов.

Какое место занимают российские фильмы на западных кинорынках (например, на кинорынке в Лос-Анжелесе)?

– Компания ЦПШ за два года активного присутствия на всех крупных кинорынках стала полноправным членом всей индустрии независимого кино. Мы представляем все крупнейшие коммерческие фильмы, произведенные в России. Наш круг продюсеров и партнеров расширился в разы, не говоря уже про нашу базу клиентов и международных дистрибуторов. Крупнейшие игроки на рынке, включая американских мейджеров, звонят нам в первую очередь, если им интересен фильм, произведенный в России. Скажу, что в течение последних двух лет они мониторят все, что производится в России. Крупные зарубежные дистрибуторы назначают с нами встречи на кинорынках и фестивалях на месяц вперед. Это означает, что им интересно узнать, что нового в российской линейке фильмов в контексте продаж.



Партнеры