Десять негритят против крейсера “Аврора”

Что поют современные школьники на уроках музыки?

6 мая 2008 в 14:51, просмотров: 1239

Школьная программа мало меняется со временем — реформам подвергаются только предметы с идеологическим уклоном. То же и с музыкой — пионерские песенки, которые звенящими голосками распевали на “уроках семи нот” наши родители, ушли в небытие. Что же поют дети сейчас — патриотические песни о Родине или “джага-джага”? “МК” проанализировал, как менялись песни школьных лет вместе с эпохами.

— Как и прежде, дети изучают классику, народное творчество… — рассказала “МК” преподаватель музыки школы №1158 Наталия Жигачева, —  Новые тенденции, конечно, появляются — и не только в репертуаре песен, но и в стиле преподавания музыки. Если раньше пафосными песнями воспитывали человека как единицу коммунистического общества, то сейчас этот предмет призван развивать индивидуальную личность.

40-е — 50-е: “Вставай, проклятьем заклейменный!”

В сталинские годы уроки музыки имели вполне четкую задачу — воспитать патриота СССР. Незнание слов Интернационала или мелодии песни “Красная Армия всех сильней” вполне могло обернуться “двойкой” за пение.

РЕПЕРТУАР: “Взвейтесь кострами”, “Варшавянка”, “Вставай, страна огромная!”, “Три танкиста”, “Синий платочек”.

СТИЛЬ ЗАНЯТИЙ: Приветствовалось умение громко петь хором и знание военно-патриотического песенного репертуара.

60-е — 70-е: “Надежда — мой компас земной”

В эпоху зарождающихся хиппи в школы пришла музыкальная романтика — военные песни до сих пор учили, но уже больше для галочки. В программе стали появляться по-настоящему мелодичные песни. “Что тебе снится, крейсер “Аврора”, — дружно затягивали школяры. Теперь дети восхваляли скорее не революцию, а счастливое детство в СССР. Конечно, после 61-го года школьный репертуар не обошелся без песен про космос — “И на Марсе будут яблони цвести…”

РЕПЕРТУАР: “Орленок”, “Школьные годы чудесные”, “Антошка”, “Юный барабанщик”, “Огромное небо”, “Надежда”, “Травы, травы”, “Белый танец”, “Поговори со мною, мама”, “Честно говоря”, “Маленький принц”, “Клен”.

СТИЛЬ ЗАНЯТИЙ: Больше внимания стало уделяться истории классической музыки.

80-е — 90-е: “Не вешать нос, гардемарины!”

В эпоху перестройки пионерская романтика постепенно уходит на второй план, уступая место песням из кинофильмов. “Единый парус и душа, судьба и Родина — едины” — песню из фильма “Гардемарины, вперед!” каждый пятиклассник того времени знал наизусть. Наиболее демократичные преподаватели учили детей подпевать и эстрадным исполнителям —“Ласковому Маю”, Алле Пугачевой и Софии Ротару.

РЕПЕРТУАР: “Крылатые качели” из к/ф “Приключения Электроника”, “Есть только миг” из “Земли Санникова”. “Эй, моряк!” из “Человека-амфибии”, “Когда уйдем со школьного двора”.

СТИЛЬ ЗАНЯТИЙ: Стало принято обсуждать песни —  шести-, семиклассники уже рассуждали об этапах творчества авторов, анализировали образы.

Наше время: “Ах, Эсмеральда, я посмел тебя желать!”

— Те вещи, который должен знать образованный человек, из программы не ушли, — рассказывает Наталия Жигачева. — Классика по-прежнему доминирует, а военные песни до сих пор спешно заучиваются школярами в канун 9 Мая.

Но, как оказалось, не пренебрегают современные учителя музыки и авторской песней. Высоцкий, кстати, у школяров XXI века идет на ура.

— А вот патриотические песни детей, увы, не цепляют, — признается Жигачева. — Зато школьникам нравится джаз, хотя затрагиваем мы этот жанр поверхностно.

А как же современная музыка, спросите вы?

— Песни-однодневки современных поп-исполнителей в школьную программу пока не перекочевали, — рассказывает учительница музыки.

Как выяснилось, в качестве современной музыки детям приводят в пример известные мюзиклы — “Нотрдам-де-Пари”, “Кошки”, “Юнона” и “Авось”.

РЕПЕРТУАР: Народные песни с современными аранжировками, авторская песня (прежде всего Высоцкий), джаз, “Я тебя никогда не забуду…” из “Юноны” и “Авось”, “Прощание” из “Кошек”, “Замыкая круг”, “Атланты”.

СТИЛЬ ЗАНЯТИЙ: Сейчас дети практически не поют хором, как это было раньше, — чтобы исполнить композицию, класс разбивается на группы. А ближе к средней школе (музыка кончается у школяров в 7-м классе) дети вообще перестают петь. Сейчас школяру уже не скажут, что он взял слишком высокую ноту, — петь детей должны учить в музыкальных школах. Зато определить динамику, ритм мелодии современный ученик обязан с ходу. Образ, который навевает песня, принято рисовать или же обыгрывать. Еще современный ребенок должен уметь формулировать свои мысли — ведь из дискуссий состоит добрая половина занятий по музыке.

ЧТО ВАМ ЗАПОМНИЛОСЬ ИЗ УРОКОВ МУЗЫКИ?

Елена, 50 лет: “Орленок” и “Антошка” — это были две культовые песни, которые мы распевали и на музыке, и во дворе…

Дина, 25 лет: Я вот помню, как на уроке музыки чуть не рыдала от песни Агутина “Я снова слушаю дождь”.

Анна, 17 лет: “Десять негритят” — первое джазовое произведение, которое нам дали послушать. Поэтому до сих пор периодически напеваю: “Десять негритят пошли на пасеку гулять…”



Партнеры