Ученые и скрипачи: cовременные скрипки лучше творений Страдивари и Гварнери

Американские и французские исследователи утверждают, что все дело в психологии человека

17 января 2012 в 13:20, просмотров: 7856

Уже давно ученые разных стран мира стремятся разгадать тайну скрипок знаменитых итальянских мастеров 17-18 столетий. И вот недавно к ним примкнула и группа исследователей из Франции и США — они установили, что никакого секрета в легендарных скрипках нет. Строго научный эксперимент отныне не дает никаких оснований говорить о превосходстве старых скрипок работы мастеров Кремонской школы (Страдивари, Амати и Гварнери) над лучшими современными инструментами, заявляют эксперты.

Ученые и скрипачи: cовременные скрипки лучше творений Страдивари и Гварнери
Антонио Страдивари за работой. Картинка: http://itlm.ru/images/upload/ddc3dcd1e3b5d9773d6d956e09a7b5b1b59ba3a2.jpg

В наши дни не сыскать человека, который ни разу не слышал имен блестящих итальянских мастеров струнных инструментов прошлых столетий. На созданных ими скрипках всегда играли выдающиеся музыканты планеты. Каждый такой инструмент стоит миллионы долларов США, и все крупные исполнители отдают предпочтение инструментам Страдивари или Гварнери. Коллекционеры, музыканты и исследователи давно пытаются разгадать тайну изумительного (?) звука, который присущ (?) этим инструментам. Причем у каждой скрипки свой особый "голос" (?).

Гипотез о загадочности легандарных скрипок море: рассуждают о неких особенностях формы старых скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака... Специалисты провели множество экспериментов. Но лишь теперь группа французских и американских исследователей задалась радикальным вопросом: Так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Или же все дело во внушении, в самообмане?

Коллектив исследователей под руководством Клаудии Фриц из парижского университета попросил виртуозов международного конкурса скрипачей принять участие в любопытном научном эксперименте, сообщает Deutsche Welle. Эксперимент проводился так называемым слепым методом: музыкантов заводили в затемненное помещение, надевали им непроницаемые черные очки электросварщиков и предлагали поиграть по очереди на шести разных скрипках, и после чего дать оценку качеству их звука. Все 21 участник — это профессиональные музыканты с разным стажем игры, и все знакомы с творениями Страдивари и Гварнери. а кого-то из них они есть и в личной коллекции.

В процессе эксперимента скрипачам пришлось играть на совершенно незнакомых скрипках: на трех старых итальянских (две - работы Страдивари, одна - работы Гварнери) и на трех современных, сделанных несколько лет назад, но обладающих выразительным звучанием. Чтобы «не выдать» запаха старых инструментов, исследователи опрыскали подбородники скрипок духами.

На первом этапе музыкантам предложили поиграть поочередно на двух инструментах (по одной минуте на каждом), а потом сообщить, какой им понравился больше. Один из двух инструментов был старой скрипкой, другой — новой: участники эксперимента об этом не знали. Каждый из них опробовал все возможные парные сочетания старых и новых скрипок, а одно сочетание даже по два раза.

Результат поразил экспертов: музыканты бессознательно отдавали предпочтение новым инструментам. Любопытно, что особенно часто негативно оценивалась одна из скрипок работы Страдивари, стоимостью сотни тысяч долларов.

Далее каждому из участников эксперимента предложили еще раз оценить пару скрипок, которую он уже однажды оценивал, однако об этом не знал. Одиннадцать скрипачей повторили свое прежнее суждение, а десять отдали предпочтение другому инструменту. По мнению экспертов, это говорит о том, что различия в качестве звука старых и новых скрипок чрезвычайно малы.

На втором этапе эксперимента музыкантам предоставили возможность обстоятельнее ознакомиться со всеми шестью инструментами. На протяжении 20 минут они могли играть на любом из них, произвольно их менять и по прихоти снова возвращаться к предыдущему. В конце эксперимента участники должны были сообщить, какую из скрипок они охотнее всего забрали бы с собой, а также выбрать лучший и худший инструмент в четырех категориях: артикуляция, модуляция, разыгранность и полётность. А на этот раз определить явных лидеров никто не смог. У каждого был свой фаворит, а по отдельным категориям пять из шести скрипок занимали у кого-то первое, у кого-то последнее место. Только одна (современная!) скрипка вырвалась вперед, а уже упомянутая скрипка Страдивари снова была оценена что называется «ниже среднего».

Надо сказать, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери, рассказывает сайт одного известного скрипичного мастера.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини. Характерна история прославления одной скрипки. В начале XIX века одна из скрипок Страдивари стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями великого Никколо Паганини. У этого скрипача было девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома.

И вот однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Довольно быстро великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери и назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. Разумеется, после такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари.




Партнеры