Что делать, если ваши права нарушены?

Вопрос чиновнику

22 января 2014 в 11:45, просмотров: 972

Отвечает уполномоченный по правам человека Московской области Александр ЖАРОВ
 

Что делать, если ваши права нарушены?

— Обращайтесь. Можно прислать в аппарат уполномоченного жалобу, причем в любом виде — по почте, факсом или через Интернет по адресу upch@mosobl.ru. Можно прийти на прием к представителю уполномоченного — такой есть в каждом районе Подмосковья, адрес можно уточнить в вашей администрации. За прошлый год самыми разными способами к нам поступило более 12 тысяч жалоб.

— А как быть тем, у кого нет возможности выйти в Интернет, а права пострадали, — например, заключенным или пациентам в больнице?

— Но возможность написать письмо-то у них есть. Причем такие письма, если говорить об учреждениях ГУ ФСИН, не подлежат обязательной проверке — их никто не имеет права вскрывать. Кроме того, наши специалисты регулярно выезжают в тюрьмы и следственные изоляторы — тогда можно пожаловаться просто в устной форме или передать письменное обращение.

— А лично к вам на прием можно попасть?

— Конечно, у меня есть закрепленный день приема — понедельник, с 10 до 17 часов (Москва, улица Садовая-Триумфальная, 10/13, стр. 1). Записаться можно по телефону 8(495)650-20-38. Более подробную информацию можно получить на нашем сайте upchmosobl.ru.

— С какими проблемами обращаются чаще всего?

— Это зависит от многих факторов, вплоть до времени года. Например, весной люди едут на дачи, и проблемы начинаются там — от конфликтов с соседями до оформления земли. Осенью включается отопление, и тут же градом сыплются жалобы на ЖКХ. Детские садики и тарифы — темы постоянные, внесезонные. Что могу сказать точно — в прошлом году больше всего обращались за восстановлением социально-экономических прав. Это то, что связано с жильем, работой, учебой, здоровьем, обеспечением лекарствами, начислением льгот. Чуть меньше жаловались на суды, действия сотрудников МВД, нарушение прав личности. Мы работаем все-таки в основном с социально незащищенными категориями граждан — пожилыми людьми, детьми, инвалидами, теми же заключенными. Наша задача — помочь тем, кто отстоять законные права своими силами по каким-то причинам не может.

— На посту уполномоченного вы уже девятый год. За это время тематика обращений изменилась?

— В целом нет. В разные периоды бывает больше обращений на определенную тему, но баланс в этом есть. Когда был кризис, многие жаловались на работодателей. Когда проходила монетизация льгот, жаловались на эту реформу. Вводили какие-то новые правила лекарственного обеспечения — естественно, находились недовольные и тоже шли к нам. Жалобы, которые поступают к уполномоченному, — это такое зеркало, в котором отражается то, что на данный момент происходит в Московской области.

— Очевидно, что большое количество жалоб связано с действиями местных чиновников и региональных властей. Имеете ли вы какие-нибудь рычаги влияния на них, кроме подготовки судебных исков?

— Конечно, жалобы на чиновников к нам поступают. Работа с этими жалобами прописана в законе об уполномоченном Московской области по правам человека — я и мои представители имеем право посещать любые учреждения, разбираться на месте, участвовать во всех заседаниях, инициировать проверки и запрашивать объяснения. Отвечать на них должностные лица обязаны в течение месяца. Радует, что делать это приходится не так часто — обычно со мной или моим представителем все-таки идут на контакт.

— А есть какая-то статистика? В каком проценте жалоб получается восстановить права?

— Примерно 16–18%, это почти каждый пятый заявитель. Вообще в мировой практике хорошим считается результат уже от шести процентов. Но все равно хочется, чтобы цифра была еще больше.

фото: Иван Скрипалев



Партнеры