Как «переодеть» города Подмосковья

В Подмосковье начинается серия мастер-классов для архитекторов

26 февраля 2014 в 22:07, просмотров: 2161

К себе с лекциями правительство приглашает только лучших. Тех, с чьим опытом принято считаться. Первым область посетил Ян Гейл. Человек, который еще в шестидесятых перевернул понятие того, каким должен быть комфортный город. Ну или наоборот — расставил все по своим местам. Это кому как больше нравится. Знаменитый урбанист провел мастер-класс  21 января в Доме правительства.

Как «переодеть» города Подмосковья
фото: Андрей Маленков

Что такое город по Яну Гейлу? Это все то, что нам очень нравится за границей. Мы бы еще очень хотели видеть все то же самое у себя, но при этом желательно жить так, как жили. Но не получится. Потому что идеальный город в представлении Гейла — пешеходный. Не весь, конечно. Приоритеты понятны. На верху пирамиды — человек, а не машина. Это зеленые улицы, велосипедные дорожки, пешеходные зоны... Это большие удобные переходы, приоритет общественного транспорта. Это главная улица города, полностью отданная людям, а не автомобилям. В общем, это тот город, в котором не возникает желания прыгнуть в собственную машину и толкаться куда-то на ней по пробкам. Лучше бодро, весело, пешочком, ну или крутя педали.

Но Россия сейчас — страна автомобильная. И надо, чтобы внутри нас что-то такое переломилось, тогда концепция города для пешеходов пойдет на ура.

В шестидесятых Яна Гейла пригласили поработать с родным Копенгагеном. И ведь удалось! Автомобилей в нем сейчас мало. Зато пешеходов много. На сегодняшний день на его профессиональном счету и Нью-Йорк, и Сидней, и масса других крупных городов. И если даже в центре таких громадин удалось устроить перемены, значит, и в городах Подмосковья это возможно.

Поменять бы мышление... Вот только конкретного совета, как это сделать, Ян Гейл не дал. Для него это ясно как белый день и объяснений не требует. Человек лучше автомобиля. Идти лучше, чем ехать.

— Для того чтобы получить настоящее удовольствие от жизни, надо просто выйти из машины, — считает архитектор. — Хождение пешком — это не только нудные походы в школу. Это приятные прогулки, когда вы можете общаться с людьми и осматривать окрестности. В то же время катание на велосипеде — это также не просто перемещение из точки А в точку Б. Это способ получить наслаждение от жизни. Можно с кем-то поболтать, что-то увидеть, заехать в магазин и купить яблок. Это и есть настоящая жизнь.

Кое-где в Подмосковье, похоже, подобные вещи опробуют на себе. Уже происходят явные такие перемены. В Видном одна из городских улиц станет пешеходной в выходные, к примеру.

Наилучшей демонстрацией метода Яна Гейла по гуманизации городского пространства станет реформация одного из самых проблемных районов Красногорска.

— Мы ведем разговор о том, чтобы Ян взялся за создание мастер-плана города. Чтобы он посмотрел, каким образом можно будет гуманизировать то, что у нас произошло в градостроительном плане в Павшинской пойме, — пояснил заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин.

фото: Андрей Маленков
Проект подмосковных городов.

И если в этом микрорайоне, где дом стоит на доме и машина на машине, удастся наладить быт, значит, идеи Гейла в России точно применимы.

Архитекторы с мировыми именами в Подмосковье будут наведываться часто. Ян Гейл — первый из многих. На год вперед утвержден график таких визитов, и сейчас прорабатывается система доступа на мастер-классы. Сотрудников городских администраций приглашать будут по понятным причинам. Но здесь же будут рады видеть и тех, кто работает в частных строительных компаниях. Все-таки фирм и планов застройки бывает много, а какой-нибудь признанный гений один — и его уроки будут полезны в равной степени и архитектору муниципалитета, и студенту по профилю. Такой вариант, как присутствие на лекциях молодежи, также рассматривается.

В свете последних событий, когда каждый город обязуется строить по генплану, и никак иначе, мастер-классы именитых архитекторов видятся как нечто необходимое. Будь ты хоть гений, хоть просто труженик — необходимо учиться. Иначе заплесневеешь в своих концепциях. А генплан — это новые идеи использования городского пространства. И, как правильно отмечает Ян Гейл, мы в веке XX как-то подзабыли о людях. Пора вернуться к идеям зеленых, чистых, разумно устроенных городов. Так почему бы не применить разработанный и принятый мировой общественностью опыт, который много где уже успешно работает? Узнав о нем как раз из подобных мастер-классов.

Потому что многое за годы массовой застройки в Подмосковье уже испорчено.

— У нас есть исторические города, в которых появились кварталы с застройкой семнадцать этажей и выше. Например, в Звенигороде, нашей подмосковной Швейцарии, погублены панорамы строительством панельных многоэтажных уродливых домов. А город исторический, с огромным туристическим потенциалом. В Сергиевом Посаде есть похожие проблемы, — рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Подмосковья.

Мастер-классы известных архитекторов в Подмосковье — это не то чтобы панацея от всех бед. Это скорее профилактика. И возможность залатать старые городские раны. Они не обязывают, скорее указывают направления движения. После всех лекций и семинаров вырабатывать единую концепцию внешнего облика области не планируют. Да и зачем? Это просто шанс сделать города комфортнее, исходя из того, что есть, добавив то, что рекомендуют.

— У нас достаточно большое количество устойчивых систем расселения. Звучит сухо, но это на самом деле так, — прокомментировал Герман Елянюшкин. — Есть Сергиев Посад — и есть Химки. Есть Дмитров — и есть Люберцы. Абсолютно разные города, и сказать, что все они будут одинаковы — как в Дании или как в Сингапуре — все из стекла и бетона, — мы не можем. Это не так. Каждый город должен сшить костюмчик по себе.

КСТАТИ

В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ПОЯВИТСЯ ПРОГУЛОЧНАЯ ЗОНА

Весной в поселениях Ленинского района Подмосковья откроются новые пешеходные зоны, которые станут удобными местами для отдыха и прогулок; одну из них организуют вдоль реки Пахры, возле поселка Володарского.

— Для пешеходных зон предлагается три варианта мест: городской или поселковый центр, территории вблизи парков или прибрежные полосы. К примеру, на территории поселения Володарское Ленинского района запланированы к созданию многофункциональные рекреационные зоны большой протяженности на реке Пахра. Пешеходный участок образует территория от деревни Саврасово до моста в районе поселка Володарского. Обустройство этих зон планируется осуществить за счет средств инвесторов-застройщиков прилегающих территорий, комментируют в пресс-службе.

Уже завершается обустройство прогулочного бульвара в поселке Володарского в районе домов №40–43 по улице Зеленой. Администрация города Видного также рассматривает варианты размещения пешеходных зон, в том числе на Советском проезде, аллее по улице Заводской и территории новых микрорайонов. Согласно проекту застройки микрорайона «Зеленые аллеи» вблизи деревни Тарычево предусмотрена пешеходная зона, которая будет введена в строй по окончании строительства.

фото: Андрей Маленков
Ян Гейл — архитектор с мировым именем.

Ян ГЕЙЛ — известный датский архитектор, урбанист, автор пяти книг. Он является одним из основоположников гуманистического подхода к урбанистике. Ярким примером такого подхода можно назвать родной для архитектора Копенгаген, который стал городом пешеходов и велосипедистов. Ян Гейл получил образование в Школе архитектуры Королевской датской академии изящных искусств Копенгагена, окончив магистратуру в 1960 году. После окончания обучения с 1960 по 1966 год работал практикующим архитектором в различных архитектурных бюро, с 1966 года — исследователем в Школе архитектуры Королевской датской академии изящных искусств, а с 1971 года там же преподавателем городского проектирования. В 2000 году выступил партнером-основателем компании Gehl Architects. Член Ассоциации архитекторов Дании, почетный член Королевского института британских архитекторов (RIBA), Американского института архитектуры, Королевского архитектурного института Канады и Института планирования Австралии. Является почетным доктором Университета Хериота — Уотта (Эдинбург, Великобритания) и почетным профессором городского проектирования в Школе архитектуры Копенгагена. Ян Гейл — обладатель премии имени сэра Патрика Аберкромби — награды Международного союза архитекторов, присуждаемой за выдающиеся достижения в области городского планирования.



Партнеры