Руслана и Людмилу повесили на стену

20 февраля в Государственном историко-литературном музее-заповеднике Пушкина прошло открытие очень необычной выставки — «Сказки и басни в иллюстрациях русских художников»

Впервые в истории Больших Вязем усадьба князей Голицыных принимает такое количество экспонатов из Государственного литературного музея (ГЛМ), отмечающего в 2014 году 80-летний юбилей. В выставочном зале поместья представлено около 90 рисунков прославленных живописцев конца XIX — начала XX века. Все экспонаты — подлинные.

20 февраля в Государственном историко-литературном музее-заповеднике Пушкина прошло открытие очень необычной выставки — «Сказки и басни в иллюстрациях русских художников»

По признанию самих сотрудников ГЛМ, идея вернисажа возникла у них во время работы над музейными фондами. Хранители старинных артефактов обнаружили в запасниках обширную коллекцию рисунков к детским книгам и решили провести тестовую выставку в Москве, которая увенчалась заметным успехом. После этого специалистам из ГЛМ стало очевидно, что собрание картинок должно увидеть как можно больше музеев России.

— Мы не случайно выбрали местом проведения первых «гастролей» Историко-литературный музей-заповедник Пушкина, — признается «НП» директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. — Мы абсолютно убеждены, что светлое имя Александра Сергеевича объединяет все самое лучшее в русской литературе. Очень логично, говоря о новом веке книжной иллюстрации, подразумевать прежде всего иллюстрации к произведениям Пушкина. А где же их показывать, как не здесь, в одном из многих мест в России, которые связаны с именем нашего великого поэта.

В качестве художественного центра выставки выбор пал на цикл акварелей Виктора Васнецова к пушкинской «Песни о вещем Олеге», которую живописец создал к 100-летию со дня рождения автора. Соседствуют с ним зарисовки Константина Изенберга к сказочной поэме «Руслан и Людмила», выполненные пером и тушью в интересной технике «волшебный фонарь», — зритель видит только темные силуэты изображенных героев, благодаря чему возникает оптический эффект, будто перед его глазами лишь их динамичные тени.

Завершает фольклорную галерею Пушкина серия работ замечательной художницы Юлии Оболенской — эскизы декораций к постановке сказки «Золотой Петушок» в театре кукол, на которые поверх гуаши и акварели она нанесла тонкий слой позолоты.

— Здесь представлены удивительные произведения изобразительного искусства, многие из которых экспонируются впервые, — подчеркивает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина Александр Рязанов. — Сегодняшним мероприятием мы открываем целую череду выставок, которые начнут приезжать к нам из Москвы и других городов. Уже летом тут будет гостить музей-панорама «Бородинская битва».

Сами стены вотчины Голицыных создают здесь очень теплую домашнюю атмосферу. Отрадно, что наш музей связан давними узами дружбы с ГЛМ, работники которого принимали участие в создании самой концепции Больших Вязем. Официальное название нашего учреждения — музей-заповедник — когда-то подсказали нам наши московские партнеры. И мы рады, что теперь такие замечательные работы русских художников благодаря ГЛМ могут увидеть все желающие.

По мнению ряда искусствоведов, выставка «Сказки и басни в иллюстрациях русских художников» наряду с эстетической представляет и значительную историческую ценность, поскольку охватывает период, когда в жизни книжной иллюстрации произошел перелом. На рубеже двух столетий в полную силу развернулась эпоха декаданса с ее ярко выраженным предчувствием надвигающейся катастрофы. На пороге мировой войны в нашей культуре начались и поиски нового русского стиля, нашедшего отражение во всех жанрах искусства. Изменились законодательство об авторских правах и сами технологии книгопечатания: появились массовые многотиражные издания. Книга стала гораздо доступнее, а качество иллюстраций — лучше. И вот гостям Больших Вязем предлагается посмотреть на часть этих иллюстраций, многие из которых являются признанными шедеврами. В их числе и монохромные наброски к басням Крылова в исполнении Антона Кандаурова, Натана Альтмана и Константина Рудакова, и масштабные зарисовки к «Коньку-Горбунку» кисти Александра Афанасьева, и сочные сценки из «Аленького цветочка», написанные выдающимся жанристом и графиком Николаем Богатовым.

Надо признать, что Музей-заповедник Пушкина обещает не остаться в долгу и уже в сентябре собирается привезти в Москву ряд своих экспонатов.

— Выставка, которая осенью стартует в нашем Государственном литературном музее, будет представлять здешнюю усадьбу целиком, — приоткрыл завесу тайны директор ГЛМ Дмитрий Бак. — В ней мы увидим разные направления развития музея из Голицына, касающиеся сразу нескольких ключевых тем. И творчества Пушкина, и дворянской династии Голицыных, и разным реалиям из жизни людей XIX века. Мы надеемся, что это будет счастливым случаем для продвижения этого замечательного музея. Все мы знаем, как сложно бывает преодолеть столичную суету, поэтому просто прекрасно, что москвичи получат возможность увидеть здешние сокровища, не выезжая в Одинцовский район. Нашим музеям есть что показать всем людям, любящим русское искусство, и вместе мы сможем добиться очень многого.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру