Дороги, которые мы не выбираем

К Минтрансу под руководством Игоря Левитина накапливается все больше вопросов

Прошлогоднее Послание президента Федеральному собранию затрагивало одну из главных проблем нашей страны — бездорожье и завышенные расценки на строительство дорог. “Поручаю правительству в следующем году внедрить новые, в том числе электронные технологии торгов в этой сфере, а также привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами”, — говорил Дмитрий Медведев в Послании-2009. Недовольство главы государства вызывала ситуация, при которой построить километр дороги в Евросоюзе стоит $6,9 млн., в США — $5,9 млн., а в России — втрое больше — $17,6 млн. В Послании нынешнего года внимания на это уже не обращалось, хотя за год ситуация принципиально не изменилась. Чем занимается сейчас Минтранс, совершенно не ясно.

К Минтрансу под руководством Игоря Левитина накапливается все больше вопросов

Земные проблемы

Больше всего претензий к автомобильным маршрутам. Вроде бы, ведомство должно строить дороги. Даже госкорпорацию под это создали — Росавтодор. Но по сравнению со второй половиной 1990-х, когда прирост новых дорог составлял до 7 тыс. км в год, сейчас запускают вдвое меньше. Хотя денег выделяется несопоставимо больше — в 2000 году на 6 тыс. км из бюджета выделили 100 млрд. рублей, а в 2009-м — на 2,5 тысячи — почти 250 млрд. Минтранс, устами своего главы, объясняет дороговизну строительства неподходящим климатом, устаревшей нормативной базой и дополнительными затратами на выкуп земель, которые могут доходить до 30% от стоимости строительства. Независимые эксперты, в свою очередь, напоминают, что гектар самой дорогой земли стоит порядка 50 тысяч рублей, а причины дороговизны советуют искать в другом месте. Это связано с тем, что усилилась неопределенность будущего финансирования: будут деньги — не будут? Останется ли чиновник на своем месте? В итоге глава Счетной палаты Сергей Степашин озвучил результаты своей проверки. В 2009 году дорожники за 241 млрд. рублей построили всего 192 километра федеральных трасс. Цифры, похоже, способные повергнуть в шок кого угодно, но только не министра транспорта. Он заявил, что к 2015 году в стране будет отремонтировано 85% всех дорог. Но для этого нужно восстановить Федеральный дорожный фонд. Его, напомним, упразднили в 2001 году из-за коррупционности. Строительство и ремонт дорог были переданы непосредственно в ведение Минтранса, а конечным получателем целевых средств из госбюджета стало его агентство с тем же названием, что и ГК, — Росавтодор.

По мнению экспертов, никакой Дорожный фонд не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы. По словам ведущего эксперта ИК “Финам-менеджмент” Дмитрия Баранова РИА “Новости”, “на разных этапах государственные деньги могут “пощипать”, поэтому необходимы контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле — должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество дорожного покрытия”. Однако, похоже, все снова замыкается на Минтрансе с прямо подчиненными ведомству службами. Будущий Фонд планируется наполнить за счет средств рядовых граждан. В 2011–2013 годах ежегодно будет увеличиваться ставка акцизов на топливо в размере 1 руб. с литра, что даст дополнительные 377 млрд. рублей за три года.

Тем не менее осенью этого года принципиальное решение о создании Дорожного фонда было принято, и проект отправился в путешествие по законодательным инстанциям. А Игорь Левитин занялся новым проектом. Министр, ставший главой координационного совета по борьбе с московскими пробками, решил распространить эту деятельность на всю страну. Новое дело, судя по всему, отнимает немало сил. Во всяком случае, как сообщают “Вести ФМ”, Минтранс выпустил “Комплексные предложения, направленные на решение проблем автомобильных заторов”.

Предложения хорошо знакомые и в сжатом виде звучат так — дороги сделать платными, а стоянку разрешить только в специальных местах. А для контроля создать некую “тротуарную службу”. Как считают журналисты делового портала Slon.ru, “еще в 2007 году Минтранс выяснил, что 50% съездов с федеральных трасс незаконны или сделаны с нарушениями”. Только на МКАД зарегистрировано около 50 участков с необустроенными съездами, затрудняющими движение транспорта. Однако, как и три года назад, в Минтрансе не оказалось продуманной концепции решения проблемы. Кроме того, сейчас Минтранс предлагает запрещать движение частных автомобилей в Москве в часы пик (когда, собственно, всем и нужно куда-то ехать, например, на работу), а также запретить на всех федеральных трассах повороты налево.

Может быть, проблемы с автодорогами связаны с тем, что в душе глава ведомства все равно остается железнодорожником? Летом большой переполох вызвало предложение его ведомства запретить движение междугородних автобусов в ночное время — с 0.00 до 6.00. Предложение мотивировалось правильным посылом — повышением безопасности и борьбой с терроризмом (незадолго до этого прогремели взрывы в столичном метро, а смертницы приехали как раз на междугородних автобусах). Хотя самым очевидным последствием такого шага, будь он реализован, стало бы то, что многим гражданам пришлось без вариантов пересаживаться с автобусов на поезда.

Небесные проблемы

Создать специальный фонд Минтранс предлагает и в другой своей зоне ответственности — авиаперевозках. С 2012 г. перевозчики сами начнут формировать специальный гарантийный фонд, решил Минтранс. За три года авиаторы должны собрать 3 млрд. рублей.

Что касается водного транспорта, меньше 10 % российских судов ходят в море под отечественным флагом из-за крайне забюрократизированной регистрации судов в Минтрансе и Росморречфлоте (подчиненном агентстве). “На начало 2009 года общее число судов, имеющих право плавания под флагом Российской Федерации, составило 3167, из них в Государственном судовом реестре зарегистрировано 2938 судов, в Российском международном реестре судов — 218 судов”, — рассказал в интервью “Российской газете” глава Росморречфлота Александр Давыденко (то есть только 218 судов несут на корме российский флаг в международных водах).

Даже в Норвегии оформить регистрацию можно за один день. В России эта процедура может занять и 45 дней. Кроме того, купленное за границей судно при регистрации в РМРС облагается налогом в 24,2% его стоимости, тогда как мировая практика — 2—2,5%.

Таким образом, создается впечатление, что Минтрансу нужно помочь справиться с возложенной на него обязанностью — строить и эксплуатировать за приемлемые для общества деньги дороги, будь они проложены по земле, воде или небу.

Как видно из результатов опроса на сайте “МК”, подавляющее большинство читателей абсолютно не надеются на эффективную деятельность Минтранса. Более трети высказавшихся дают, так сказать, чиновникам шанс, но только под присмотром аудиторов. А вот в то, что ведомство выправит ситуацию только потому, что именно для этого и предназначено, — не проголосовал никто из участников опроса.

Результат опроса по состоянию на 16.12.10.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру