За курильщиков заступаются

Предприниматели выступили с собственной оценкой антитабачного законопроекта

Борьба курильщиков и им сочувствующих с антитабачными мерами, выраженными в новом законопроекте Минздрава, продолжает набирать обороты. Документ, который с первого раза не попал на рассмотрение в правительство и был возвращен на доработку, в своем обновленном варианте снова подвергся резкой критике со стороны профильных ведомств, производителей табачной продукции и торгового бизнеса. На прошлой неделе свою негативную оценку законопроекта вынесло Минэкономразвития. Сегодня же в распоряжении «МК» оказались замечания Торгово-промышленной палаты, РСПП и других общественных бизнес-организаций.

Предприниматели выступили с собственной оценкой антитабачного законопроекта

Нет сигарет — нет ларьков

Предпринимателей беспокоит дальнейшая судьба малого бизнеса, который примет на себя основной удар в случае вступления в силу законопроекта Минздрава. Ограничение минимальных торговых площадей (не менее 50 кв. м.), где будет разрешена реализация табачной продукции, по мнению общественных организаций, не только приведет к потере сотен тысяч рабочих мест по всей стране, но и позволит крупным торговым сетям занять доминирующее положение на рынке, что будет являться прямым нарушением антимонопольного законодательства страны. «Зачастую мелкорозничные торговые предприятия являются единственным каналом сбыта для небольших отечественных производителей, в силу того, что они не в состоянии выполнить требования по ассортиментному перечню, либо географическому охвату, предъявляемые крупными торговыми сетями», — говориться в справке.

Кроме того, отсутствие у потребителя возможности приобретении сигарет в киосках подтолкнет их к закупкам табачной продукции в оптовых масштабах, что вряд ли приведет к улучшению здоровья населения России.

РСПП, в частности, отмечает, что подготовленный Минздравом законопроект «не гармонизирован с российским законодательством и противоречит либо содержательно конфликтует с положениями других нормативно-правовых актов». В пример приводятся ФЗ «О защите конкуренции», «О рекламе» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Целесообразнее, по мнению экспертов, прописывать условия дополнительных запретов и ограничений в соответствующих законах, чтобы не создавать конфронтации антитабачных правил с уже действующими правовыми актами. Напомним, что документ Минздрава предполагает полный запрет на рекламу табачной продукции и запрет на участие табачных компаний в благотворительной деятельности.

Без витрины нет качества

Эксперты обращают внимание, что «запрет на выкладку и демонстрацию табачных изделий в торговом объекте и возможность их приобретения только по прейскуранту наносит непропорциональный ущерб осуществлению прав и законных интересов совершеннолетних потребителей табачной продукции получить необходимую им информацию о наличии товара в торговой точке и его потребительских свойствах». Идея Минздрава здесь предельно проста — при запрете на выкладку товара и отсутствию его рекламы дальнейшее продвижение того или иного бренда становится бессмысленным. Однако ценовая конкуренция, в рамки которой будут загнаны табачные компании, будет способствовать появлению более дешевых и доступных сигарет, что, в свою очередь, точно не является целью антитабачников.

Предприниматели также указывают на возможный рост потребления некачественных, контрафактных и контрабандных товаров, вызванный новой, более агрессивной акцизной политикой, принятой в отношении табака и алкоголя, которая, в свою очередь, может спровоцировать резкое повышение цены на конечный продукт в рознице. По мнению общественных организаций, существует серьезный риск ухудшения инвестиционного климата страны, нарушения экономического законодательства и формирования неконкурентной среды в ряде отраслей.

***

Напомним, что на прошлой неделе Минэкономразвития предоставило Минздраву свое отрицательное заключение на законопроект. Ведомство не видит смысла в создании системы глобального отслеживания табачной продукции, схожей с той, что сегодня совершенно безуспешно функционирует на алкогольном рынке (речь идет о ЕГАИС). На реализацию табачного варианта системы только из бюджета планируется потратить до 420 млн рублей, отмечают в Минэкономразития, тогда как доля контрафактной продукции на рынке табачных изделий не превышает 1%. Кроме того специалисты МЭР высказали свои опасения по поводу полного запрета на рекламу табака, который по их словам может привести к потере более чем 1 млрд рублей, ежегодно вливаемого табачными компаниями в рекламный рынок страны.

Как стало известно «МК», Минздрав уже получил полный список замечаний бизнес-организаций к антитабачному законопроекту и внимательно изучает каждое из них. До конца этой недели в ведомстве будут идти совещания по этой теме, итоги которых будут объявлены в начале июля.

МЕЖДУ ТЕМ:

За изменениями в российском антитабачном законодательстве с интересном следят многие международные организации. Так например Институт Демократии США, который, в частности, известен своими исследованиями табачного регулирования разных стран, провел сравнительный статистический анализ независимого сектора розничной торговли Канады и России. По подсчетам директора Института Патрика Бэшема, в случае введения в России запрета на выкладку табачной продукции, который действует в Канаде с 2002 года, только в течение первого года его действия 47,5 тысяч объектов мелкорозничной торговли (13% от общего числа) самоликвидируются. Прогноз Бэшема, в целом совпадает с прогнозом Минэкономразвития. По данным ведомства, через три года после введения запрета будут закрыты около 175 тысяч ларьков и киосков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру