Бизнес как страсть

Американский миллиардер рассказал в «Сколково», почему бывает грустно, когда разбогатеешь

16 июня 2013 в 20:41, просмотров: 3306

В понедельник в Москве завершается трехдневный саммит молодых предпринимателей стран «Большой двадцатки». Для кого-то он станет одним из поворотных событий в жизни и, возможно, найдет свое отражение в мемуарах, подобных книге о Стиве Джобсе или Билле Гейтсе. Скорее всего так и будет. В эти дни около 400 самых перспективных бизнесменов со всего мира смогли познакомиться друг с другом и послушать гуру отрасли.

Бизнес как страсть

Правильные слова о защите прав предпринимателей, о финансовой поддержке, о расположении властей — все это приятная часть подобных мероприятий. Чиновники и «большие люди» из разных стран всеми силами стремятся дать понять молодежи, что современной экономике нужны инициативные, творческие, работоспособные и отчаянные; именно молодые и есть та самая альтернативная энергия, что спасет исчерпывающий свои старые ресурсы мир.

Но не менее важными, чем официальные протоколы, оказываются отдельные человеческие истории — истории ошибок, мечтаний, поражений и успехов, рассказанные в огромном заполненном зале, а как будто тебе одному. В «Сколково» таких выступающих было несколько. Среди них — Джэфф Хоффман (США), сооснователь интернет-ресурсов Priceline.com, uBid.com, ColorJar и др. После почти часовой речи Джэффу аплодировали так, как обычно аплодируют после концертов его партнерам по благотворительности Элтону Джону и Джастину Тимберлейку.

Выступление Хоффмана было посвящено всего одному вопросу (простому и одновременно сложному): «Кто такой предприниматель?» Вот некоторые выдержки.

 * * *

«Человек, который видит проблему и хочет сам ее решить, говорит «я знаю», «я сделаю», — это предприниматель. Предприниматели хотят сами что-то сделать! Деньги, бизнес — лишь инструменты. Быть предпринимателем — значит быть дизайнером изменений. Это не самоцель — быть предпринимателем, это та лопата, которую вы используете, чтобы строить дорогу в будущее».

 * * *

«Когда мне было 10 лет, я пошел к другу Майклу. У него висел постер с красным «Феррари» и девушкой в салоне. Кто-то из парней заметил: «Ничего себе, сидеть в такой тачке!» Почему же машина вызывает у всех восторг? — размышлял я. Моя мама ответила: «Людям всегда нравится то, чего у них никогда не будет!» — «Почему не будет?!» — «Потому что проехать на таком автомобиле может себе позволить 0,1% населения земли!» Дело было не в машине и не в деньгах, но в тот момент я осознал, что не хочу, чтобы кто-то решал за меня: «Этого у тебя никогда не будет!» Я сам хочу определять, чего могу добиться… Я сказал себе: чтобы иметь машину, я должен иметь великие мечты, работать на пределе и что-то создавать — не механически увеличивать нагрузку на организм, а сделать что-то, создающее стоимость».

 * * * 

«Спросите себя: что мне нравится делать со страстью? Когда будете заниматься тем, что вас вдохновляет, будете лучше работать. Не пытайтесь сделать все за всех в компании. Вы не можете быть самым умным, надо найти команду. Решите, что вы можете делать такого, что бы люди оценили, что им понравится? Вот как возник мой первый стартап. Я люблю путешествовать. Как-то мне надо было купить билет на самолет в Нью-Йорк. Я позвонил в компанию узнать цену. Через время я захотел уточнить ее еще раз — и услышал уже другую цифру. Я позвонил снова — и это была третья цифра, причем разница была существенная. Оказалось, цены меняются чуть ли не каждую секунду — кто-то вывешивает дополнительные билеты, у кого-то остается мало мест. И тогда я создал приложение — оно обеспечивало бронирование 24 часа в сутки, компьютеры вычисляли самые дешевые билеты. Конечно, людям это понравилось. За три года я поставил проект на ноги, и мы продали его American Express за миллионы долларов. Мне было двадцать с небольшим лет!»

 * * *

«Когда у меня появилось много денег, со мной произошла… куча плохого: друзья не радовались такому успеху, перестали звонить, испортились отношения с родителями. Я сидел на диване один и жалел: «Зачем мне это?» Если вы считаете, что бизнес только для денег — вы не будете хорошим предпринимателем, думайте об основной цели — она будет вашим главным двигателем. Я не хочу, чтобы о моем богатстве судили по моей машине, пусть судят по тем людям, которым я сделал лучше. Я включил телевизор и увидел приют для женщин, страдающих от домашнего насилия. Он был на грани закрытия. Я забил спортивную сумку деньгами из банка и отнес им — оплатить счета. Больше я никогда не стеснялся зарабатывать. Зарабатывайте, но отдавайте процент, чтобы сделать чью-то жизнь лучше».

 * * *

«То, что одни считают вашими недостатками, для других — достоинства. Просто бейсболисты бьют по мячу с одной силой, а гольфисты — с другой. Окружите себя такими же людьми, как вы, как на этом саммите. С такими же целями и устремлениями. Окружение играет колоссальную роль, не сидите на обеде за столом с одними и теми же приятелями годами, ездите по миру, знакомьтесь! Это рождает новые идеи и дела!»

 * * *

«Вы не должны быть самым умным, но вы должны быть самым страстным и работящим. Я всегда изучаю истории успеха. Есть боксер Эвандр Холифилд, который впервые устроил нокдаун Майку Тайсону. Я присутствовал на его тренировке — 3 сета по 100 ударов, я должен был их считать. И когда был последний удар, я сказал: «Все!» Он спросил: «Сколько было ударов?» «299 или 300». «Сколько точно?» «Ну, 300, наверное, какая разница?» И тут он посмотрел на меня так, что я подумал: мне пришел конец. Холифилд сделал еще один удар и произнес спокойно: «Разница между 299 и 300 — это разница между чемпионом мира и любым другим боксером». Я был потрясен! С тех пор, что бы я ни делал, я знаю, что всегда надо закончить, иначе с 299 ты легко скатишься до 297, потом 295 и т.д.».

Кстати, «Феррари» Джэфф Хоффман все-таки купил, не ради блажи — просто привык все доводить до конца.





Партнеры