Поезда идут на рекорд

Высокоскоростное движение завоевывает Россию

Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) составляют в Европе и Азии все большую конкуренцию пассажирским авиаперевозкам, зачастую поездом добираться быстрее, чем самолетом. Добираться от центра одного города до центра другого со скоростью 200—300 км/час на расстояниях до тысячи километров оказывается быстрее, чем проделать путь до аэропорта, пройти регистрацию, сдать багаж, взлететь, приземлиться, получить багаж, добраться до города. Об автомобилях говорить не приходится, непредсказуемые пробки бывают на всех магистралях.

Высокоскоростное движение завоевывает Россию
Владимир Якунин

Плюс экология — электропоезда не сжигают сотни тонн топлива, плюс в поезде человек чувствует себя привычнее, чем в самолете, нет страха перед взлетами и посадками. Словом, ВСМ — множество плюсов.

Скоростные поезда быстро завоевали популярность в Европе, а во Франции, где в 1981 году была построена первая ВСМ между Парижем и Лионом, стали едва ли не основным видом транспорта для французов и туристов.

В Россию, пусть и с отставанием, похоже, тоже пришла эра ВСМ. В 1973 году Рижский вагоностроительный завод построил опытный электропоезд ЭР200, который вышел на линию между Москвой и Ленинградом 1 марта 1984 года. Планы дальнейшего развития ВСМ и скоростных поездов были похоронены с развалом СССР и неразберихой 90-х. Судя по всему, только c приходом Владимира Якунина в руководство РЖД ситуация начала кардинально меняться. Между Москвой и Северной столицей стал курсировать скоростной поезд «Сапсан», немецкого производства, время в пути которого — около четырех часов.

На сегодняшний день скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре общего пользования связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области, города Москва и Санкт-Петербург. По словам представителей перевозчика, за годы эксплуатации скоростными поездами моделей «Сапсан», «Аллегро» и Ласточка» были перевезены более одиннадцати с половиной млн пассажиров.

Но всех, конечно, обгоняют Япония и Китай. Первая в мире ВСМ была открыта в Японии 1 октября 1964 года перед ХVIII летней Олимпиадой в Токио. Вдоль этой ВСМ (по-японски Shinkansen) длиной 515 км, связавшей Токио и Осаку, сконцентрировались большинство японских наукоградов и центров высоких технологий. Скоростная железная дорога обеспечивает связь между городами и научными центрами, способствуя высокой деловой и исследовательской активности. К 2025 году страна планирует построить ВСМ между Токио и Нагоей для поездов на магнитной подушке, судя по прогнозам, они будут «летать» со скоростью как минимум 500 км/ч.

Сейчас лидером по строительству ВСМ стал Китай. На сегодняшний день Китай обладает самой обширной сетью высокоскоростных железных дорог в мире. В Китае построена самая длинная в мире ВСМ Ухань — Гуанчжоу протяженностью свыше 1 тыс. км, скорость поездов на линии — до 350 км/ч.

Перед ВСМ спасовала даже Америка, покрытая густой сетью аэропортов федерального и местного значения. Совет Калифорнии проголосовал за то, чтобы утвердить финансирование первого этапа строительства скоростной железной дороги, которая соединит Сан-Франциско с Лос-Анджелесом. В общей сложности проект оценивается в 69 миллиардов долларов. Дорога будет строиться очередями, и соединит крупнейшие города Калифорнии к 2030 году. К 2033 году дорогу планируется продлить до Сакраменто на севере и Сан-Диего на юге. Поезда будут двигаться со скоростью до 350 километров в час, расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско в 680 км они будут преодолевать менее чем за три часа.

А наука заглядывает все дальше. Известный американский предприниматель и инженер Элон Маск обещает человечеству проект “Hyperloop”. По этой высокоскоростной магистрали поезду будут двигаться со средней скоростью порядка 1100 км/ч – быстрее самолета. Автор называет свой проект пятым видом транспорта (после железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного).

Ныне скоростные поезда ВСМ перевозят 7,5% пассажиров железных дорог, что в десять раз больше доли скоростных путей в общей протяженности дорог на шпалах.

Серьезный толчок экономическому возрождению России и повышению мобильности населения должны дать такие проекты РЖД, как ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер.

Предполагается, что первым будет реализован проект строительства участка между Москвой и Казанью протяженностью 803 км. При условии окончания проектных работ к концу 2014 года строительство участка может быть завершено в 2018 году. По новой дороге поезда будут двигаться со скоростями от 200 до 400 км/ч.

«В систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и близрасположенные региональные центры. Особенно важно, что на дороге будет предусмотрено разделение пассажирского и грузового движения. Освободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок, что позволит сэкономить на развитии грузовых направлений более 460 млрд рублей», — рассказали в пресс-службе.

Представляя проект в Госдуме, президент компании Владимир Якунин отметил: «Практически все развитые страны реализуют программы высокоскоростного железнодорожного движения. Железнодорожный транспорт является наиболее экологичным, доступным и безопасным видом транспорта». Похоже, трудно с этим не согласиться.

Владимир НЕСТЕРОВ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру