Медведева предупредили о дефиците импортных товаров из-за скандала с таможней

Фуры, везущие товар в Россию, едут к разорению

14 августа 2013 в 15:15, просмотров: 13499

Россия опять злит ВТО, в которую так долго вступала. На этот раз отличились российские таможенники: с 14 сентября ФТС серьезно ухудшит жизнь международным перевозчикам — и своим, и иностранным. Издержки бизнесменов, перевозящих товары, вырастут в разы. А каждый доллар лишних затрат — это плюс два доллара к цене для простых потребителей. В обращении к правительству бизнес-сообщество требует отменить решение, которое приведет к международному скандалу, росту цен и коллапсу на границе. Таможня же негативные последствия отрицает.

Медведева предупредили о дефиците импортных товаров из-за скандала с таможней
фото: Александр Корнющенко

Международный союз автомобильного транспорта уже обвинил Россию в нарушении международных соглашений. «Ожидайте теперь судебных исков от партнеров по ВТО, - предупреждает его генсек Умберто де Претто. - Результатом будут штрафные санкции, а международные компании откажутся от перевозок в Россию. А это означает дефицит товаров в РФ».

Перевозчикам с «пропиской» в нашей стране деваться некуда. Так что они взывают к разуму премьера и других чиновников правительства. Обращение поддержали РСПП и ОПОРА России. Кабмин призывы пока игнорирует, говорят в Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП).

Что же намудрили таможенники, провоцируя международный скандал? Начиная с 14 сентября таможня многократно усложняет систему оформления грузов. Сейчас автомобилисту достаточно предъявить книжку международных дорожных перевозок (МДП). Этот документ стоит для перевозчика в районе $100 и является гарантией, что он позже заплатит пошлину. Кроме того, книжка избавляет от досмотров.

Такая система, работающая в цивилизованном мире, наших таможенников не устроила. Они обвинили АСМАП в невыплате 20 млрд. рублей долга и приступили к репрессиям. С 14 сентября у всех перевозчиков потребуют дополнительные гарантии уплаты пошлин. Например, попросят залог. Но у подавляющего большинства бизнесменов всего 4-5 грузовиков, и заложить им нечего — не отдавать же машины! Таможенная служба, правда, предложила и более реальный вариант — разориться на услуги поручителя. Перевозчики уже подсчитали, сколько это будет стоить, — и прослезились.

В АСМАП «МК» привели такой пример: грузовик едет из Финляндии в Россию и везет партию груза, с которой причитается 2,5 млн. руб. пошлин. По нынешней системе его издержки составят всего 5200 рублей. А новые процедуры потянут уже на 40 тыс. рублей! Основную часть этих издержек займет цена поручительства (10,8 тыс.) плюс услуги самих таможенников по его оформлению (21,5 тыс.). Чем не новая кормушка для таможни?

Теперь на границе перевозчику придется дополнительно оставлять от 6 до 8% стоимости груза, подсчитали в АСМАП. Так что рост цен на импорт неизбежен. Умберто де Претто приводит опыт из мировой практики: один доллар дополнительных издержек ведет к росту цен на два доллара. Но такое соотношение справедливо для более конкурентого рынка Европы. В России последствия могут быть еще хуже.

А ведь помнится, загнав-таки Россию в ВТО, наши чиновники обещали если не снижение, то хотя бы остановку цен на импорт. От членства в этом клубе уже взвыли наши производители, а цены как росли, так и растут. Как говорится, шли за шерстью, вернулись стрижеными...

Что касается долга в 20 млрд. рублей, из-за которого заварилась вся каша, то он, как утверждают в АСМАП, таможне выплачен еще около 10 лет назад. На что имеется подтверждение Минтранса, отправленное в ОНН. Дело, вероятно, будет решаться в суде.

Комментарий главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова: «Хаоса на границе не будет. Не исключаю, что некоторые поручители, одержимые максимальной жаждой заработка, пожелают воспользоваться ситуацией. Если мы увидим, что они мешают бизнесу, просто будем исключать такие схемы. Я официально заявляю, что не допущу, чтобы в результате непродуманных действий любого участника рынка процедуры таможенного оформления усложнялись или затягивались во времени. А главное — чтобы они стали дороже для представителей нашего бизнеса».



Партнеры