Проект налоговой политики не выдержал испытание Счетной палатой

Не реалистично, неэффективно, губительно

16.05.2014 в 17:41, просмотров: 3452

В России год от года постепенно снижается размер налоговых доходов, львиная доля которых по-прежнему формируется за счет нефтедолларов. Минфин в ближайшие три года предложил более равномерно распределить налоговую нагрузку, но встретил ожесточенную критику со стороны Счетной палаты. Ее глава Татьяна Голикова заявила, что планируемые изменения «абсолютно не реалистичны, неэффективны для пополнения бюджета и губительны для населения и предприятий». Помощник министра финансов Светлана Никитина отреагировала по-философски: «Это нормальная дискуссия. Налоговый процесс сложен, и так как это касается всех, без споров не обходится. Конструктивные предложения и замечания только приветствуются».

Проект налоговой политики не выдержал испытание Счетной палатой
фото: Наталья Мущинкина

В целом, размер налоговых доходов в России снизился с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году. При этом, по-прежнему бюджет прочно сидит на пресловутой нефтегазовой игле. Налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов или 11% от ВВП, а уровень налоговых изъятий, включая таможенные пошлины на нефть, газ и продукты переработки, в этом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в других отраслях.

В принципе, в правительстве есть общее понимание, что надо каким то образом более равномерно распределить налоговую нагрузку, но вот как это делать и в какие сроки многие представляют по разному.

Так, в ходе парламентских слушаниях в Госдуме, где рассматривался проект основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы, «схлестнулись» министр финансов Антон Силуанов и глава счетной палаты Татьяна Голикова, главный критик документа.

Как известно, с 2015 года начнется переход на налог на недвижимость физлиц – он заменит налог на имущество (через шесть лет его отменят вовсе- «МК») и будет взиматься уже не с инвентаризационной стоимости жилья, а с рыночной. Регионы до 2019 года вправе перейти на новый налог, но только после утверждения результатов государственной кадастровой оценки всех объектов капитального строительства. Голикова сомневается, что это правильно. Во-первых, в стране кадастровые базы для расчета налога составлены меньше, чем наполовину. Росреестр явно не укладывается в отведенные сроки. Во-вторых, глава счетной палаты опасается, что за счет этого налога регионы попытаются компенсировать выпадающие доходы бюджета. Ведь ставки будут определять субъекты – то есть, если правительство не ограничит местные власти, налог может оказаться чрезмерно высоким. По мнению экспертов, он может вырасти в 2-4 раза. Однако, в Минфине заверили, что простым гражданам боятся нечего: ставки, закрепленные в Налоговом кодексе для жилой недвижимости и дач до 0,1%, для коммерческой - до 0,5%. В случае роста налога по сравнению с действующей системой предлагается постепенное включение этого прироста в сумму налоговых обязательств в течение 5 лет - в первый год предлагается уплатить 20% прироста, во второй - 40%, в третий - 60%, в четвертый - 80% и лишь на пятый год в полном объеме. Поэтому, налог существенно вырастет только для крупных землевладельцев, собственников торговых центров и т.д.

Татьяна Голикова говорила, что 2015–2016 годах акцизы расти не будут, а в 2017-м они вырастут в среднем на 4,5%, на табак – сразу на 10%, на бензин четвертого класса – на 22,3%, а на дизельное топливо – на 29%.

«Голикова ошиблась. - утверждают в Минфине. - В 2017 году в соответствии с техническим регламентом будет запрещен оборот топлива (бензина и дизельного топлива) ниже 5 класса, поэтому ставки на топливо 4 класса установлены на запретительном уровне как для 3 класса и ниже. Фактического роста налоговой нагрузки для потребителя не произойдет».

Тем не менее глава счетной палаты уверена, что поднятие акцизов необходимо синхронизировать с другими странами Евразийского союза, который будет образован в конце мая. Сейчас Россия объединяет экономическое пространство с Казахстаном и Белоруссией, а в Казахстане акцизы на табак ниже в два раза, то есть его будет выгоднее ввозить оттуда, чем производить и продавать у нас. Дисбаланс в акцизах на крепкий алкоголь, который в России ежегодно повышается на 100 руб. за литр спирта, уже показал, с одной стороны расширение нелегального рынка, а с другой засилье казахстанской водки, особенно на Урале и в Сибири. Причем, ущерб от этого с лихвой перекрывает небольшое увеличение доходов от акцизов на алкоголь.

Кроме того, резкий рост цен на бензин и дизель критичен для всей российской промышленности, строительства и сельского хозяйства – предприятия этого не выдержат. Минфин собирается снизить экспортную пошлину на нефть и поднять налог на добычу полезных ископаемых. Голикова предупреждает, что в результате ее цена на внутреннем рынке подскочит до мировой: «В итоге за все заплатит конечный потребитель, что, соответственно, приведет к ухудшению ситуации с доходами населения».

Наконец, было раскритиковано положение о так называемых консолидированных группах налогоплательщиков (КНГ), благодаря которому холдинги получают налоговый вычет, если хотя бы одна компания показывает убыток. Сейчас у нас образовано 15 КГН, в основном это предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и коммуникационной отрасли.

«Используя эти права в 2013 году, КГН внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций: из 283,7 млрд руб., треть приходится на холдинги», – утверждает Голикова. Она предлагает наложить моратории на создание КНГ. В Минфине, в принципе, готовы это рассмотреть.



Партнеры