Депутаты, защищая личные данные россиян, могут оставить их без зарубежных интернет-сервисов

Опустится ли электронный занавес?

7 июля 2014 в 19:05, просмотров: 5461

С сентября 2016 года, вполне вероятно, россияне будут вынуждены отказаться от многих популярных зарубежных интернет-сервисов — таких, как бронирование гостиниц, авиабилетов, покупок в интернет-магазинах. Согласно принятым в прошлую пятницу Госдумой поправкам, персональные данные наших граждан можно будет обрабатывать и хранить только на серверах, расположенных на территории России.

Депутаты, защищая личные данные россиян, могут оставить их без зарубежных интернет-сервисов
фото: Алексей Меринов

Депутаты приняли очередной весьма спорный документ, который вызвал шквал гневных комментариев в глобальной Сети. Смысл их сводится к тому, что благодаря принятым поправкам в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» с 1 сентября 2016 года россияне не смогут пользоваться многими популярными зарубежными сервисами. Все персональные данные (по закону — это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, то есть субъекту персональных данных». — «МК») должны будут обрабатываться и храниться на отечественных серверах. Теоретически это касается и паспортных данных, предоставляемых, например, в посольства для получения виз. Очевидно, что далеко не все компании готовы пойти на такие ограничения, справедливо сочтя их избыточными.

Следить за исполнением закона и вести реестр нарушителей будет Роскомнадзор. Его сотрудники будут уведомлять о выявленных нарушениях зарубежную интернет-компанию, которая в течение трех дней должна их устранить. В противном случае чиновники заблокируют портал в Рунете. Технически это делается легко. Кстати, штрафы в документе не прописаны. Да они и бесполезны, поскольку речь идет о структурах, находящихся вне пределов российской юрисдикции. Причем речь идет только о лицах, которые собирают, обрабатывают и хранят информацию. О санкциях в отношении простых граждан ничего не говорится. То есть если кто-то пожелает забронировать отель за границей и предоставит, скажем, в booking.com номер своей кредитки, ему за это ничего не будет, а вот сам сервис могут заблокировать.

«Что нас подтолкнуло к принятию закона? — спрашивает и сам же отвечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. — Сейчас в мире развязана настоящая информационная война, в том числе против россиян. Истории с Эдвардом Сноуденом и Агентством национальной безопасности это подтверждают. Американцы шпионят даже за своими европейскими партнерами. Естественно, массивы данных об адресах проживания граждан, банковских счетах, номерах кредитных карт представляют большой аналитический интерес для спецслужб. Мы же решили защитить персональные данные наших сограждан. Однако в сентябре 2014 года на площадке Госдумы будет организована рабочая группа с привлечением экспертов и предпринимателей, чтобы доработать закон. Например, могут быть сделаны послабления для тех зарубежных интернет-компаний, которым для оказания услуг требуются только фамилия, имя и место жительства. Это касается социальных сетей. Но если необходимо предоставить информацию о кредитке, тогда извольте хранить ее только на территории России. Для этого достаточно заключить договор и арендовать соответствующее оборудование».

Почему поправки приняли в спешке и без обсуждения с экспертным и бизнес-сообществом во втором и третьем чтениях, Вадим Деньгин объясняет так: «Мы хотели твердо дать понять, что механизм хранения личной информации будет именно такой, чтобы иностранцы заранее начали к этому готовиться». При этом депутат уверен, что ни одна компания с нашего рынка не уйдет.

«Новая правительственная инициатива смотрится странной только на первый взгляд, но она вполне «бьется» с уже озвученными идеями властей, — считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — Власти хочется максимально сосредоточить все процессы внутри страны, чтобы легче отслеживать финансовые потоки, анализировать спрос и вообще мониторить ситуацию. Конечно, это ударит по населению. Однако слабая сторона всей этой инициативы — реализуемость: у данного закона она не более 10%. Лазейки, чтобы обойти закон, обязательно найдутся».



Партнеры