"Закон об исчезновении еды": пугающие последствия новых поправок

"Историческое решение" оказалось "сырым"

Депутаты Госдумы VI созыва в последний день своей работы громко хлопнули дверью. Видимо, сильно торопились броситься на перевыборы. Про одиозный антитеррористический пакет «МК» уже неоднократно писал (см., например, номера от 24 и 25 июня). Но кроме того, они поспешно сразу во втором и третьем чтениях приняли поправки в Закон «О торговле» и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие снижение максимального уровня так называемых «ретробонусов» (вознаграждений) ритейлерам от поставщиков с 10% до 5% и сокращение сроков оплаты поставленных продуктов. Казалось бы, надо только аплодировать «историческому решению», как этот закон назвала его соавтор Ирина Яровая, председатель Комитета по противодействию коррупции. Однако благими намерениями дорога зачастую вымощена в ад. Эксперты и участники рынка предупреждают, в результате принятия ГД «сырых» поправок ассортимент продукции на полках торговых сетей наверняка резко сократится, особенно из-за того, что закон должен вступить в силу уже через десять дней после его публикации.

"Историческое решение" оказалось "сырым"

Закон «О торговле» давно уже подвергается существенным изменениям. Законодатели упорно пытаются защитить интересы производителей и поставщиков в их борьбе с ритейлерами. Последние, действительно, еще несколько лет назад правили бал: например, задерживали оплату поставленных товаров даже сверх определенным тогдашним вариантом закона лимитом в 60 дней. Сейчас же до принятия Госдумой последних поправок сроки оплаты определены от 10 дней после принятия товара (вернее документов на него) до 45, в зависимости от того как он быстро портится.

Безусловно, торговые сети надо держать в черном теле. Слишком уж в этой сфере большие прибыли, часть которых к тому же легко скрывается от налоговиков. И ценами манипулируют, и производителей гнобят, оставляя последних без части честно заработанных денег. И те не могут развиваться.

Но вот что интересно. Сколько бы госрегуляторы не зажимали ритейлеров, цены в сетях не падают. Наоборот, во второй половине 2014 года и весь 2015 год цены на продукты бешено росли — до 50% годовых. Но тут дело не в величине бонусов и сроках оплаты товара. Все сделал рухнувший рубль и продуктовые антисанкции.

В начале 2016 года цены тормознули. Пока накопленная инфляция достигла лишь 3,1%. В прошлом году в это же время она раза в три превышала нынешние показатели. При этом, как подсчитали правительственные эксперты, продукты дорожают медленнее, чем непродовольственные товары и услуги.

Но опять же не за счет давления на торговцев правительства и депутатов. Просто падает потребительский спрос (в прошлом году он рухнул сразу на 10%, сейчас цифры не такие страшные, но все равно спрос скукоживается). А падает он потому, что уменьшаются реальные доходы населения. По данным Росстата, в мае они опять просели более чем на 5%.

Сетям, особенно экономкласса, приходится бороться за каждого покупателя до последней крошки. Применяются различные скидки, на которые потребители и покупаются.

Так зачем же огород городить? Зачем вводить новые ограничения на ритейл?

Напомним, что законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» группа депутатов и сенаторов во главе с Яровой внесла в Госдуму еще в январе 2015 года. В мае того же года он прошел первое чтение. И завис. О необходимости его быстрейшего принятия (еще до окончания полномочий VI Госдумы) два месяца назад предупредил Владимир Путин после прямой линии.

Вот депутаты и поторопились, приняв сразу во втором и третьем чтениях, по признанию многих из них, довольно «сырой» закон.

Итак, что же будет изменено в госрегулировании сетей? В первую очередь бонусы за продвижение товаров ритейлом будут ограничены 5%. Сейчас — 10%. В эти «премии» будут включены и все прочие допрасходы поставщиков.

Другой важный пункт — сокращение срока, в течение которого ритейлер обязан заплатить производителю за поставленный товар. За скоропортящийся товар — максимум 8 дней, за товар со сроком хранения до одного месяца — 25 дней, более месяца — 40. Также сроки отсрочки платежа будут рассчитывать со дня передачи товара в торговую сеть, а не с момента, когда поставщик передал ритейлеру полный комплект документов на продукцию.

Меры жесткие. Но выполнимые, как уверены даже сетевики. Поставщики же вообще довольно потирают руки. Но ритейлеры до последнего были уверены в том, что им дадут год для того, чтобы перезаключить все договоры и поменять документацию. Впрочем, потом стало известно, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако в самый последний момент, то есть 24 июня, в последний день работы Думы, было заявлено, что все вступает в силу уже через 10 дней после официальной публикации правового акта. Правда, разрешается новые договоры заключать до 1 января.

Но в любом случае, сетям придется пережить довольно долгий период дезорганизации. Их представители предупреждают, что из-за этого неизбежно сократится ассортимент. Может вернуться даже давно позабытый дефицит.

Производители успокаивают: полки останутся полными.

Но никто из них не обещает снижения или хотя бы стабилизации цен на продукты. Они продолжат свой рост. Как всегда, власти увлекаются регулированием рынка, а покупатели все равно задыхаются от новых цен. Лучше бы подтолкнули конкуренцию среди сетей. Тогда бы и величина бонусов была бы не главным противоречием между ритейлом и производством.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27135 от 27 июня 2016

Заголовок в газете: Закон об исчезновении еды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру