Кафельная выгода

Производство плитки оказывается прибыльным даже во время кризиса

Финансовый кризис обернулся в столице бумом на рынке ремонта квартир. Когда инвестировать по большому счету некуда — люди начинают инвестировать в себя и свой дом. Плюс лето, то есть разгар сезона.

Свободная ниша

Давно известно: если в каком-то секторе экономики начинается оживление, то оно быстро распространяется и на смежников. “Коль в городе чума, так процветает лекарь. И брат его — аптекарь”, — писал еще 200 лет назад наблюдательный поэт Александр Пушкин. В нашем случае выгодным становится не только ремонт, но и производство необходимых материалов. Сегодня мы рассмотрим бизнес-проект производства кафельной плитки.  

Цены на плитку из-за кризиса упали в среднем вдвое. Однако от падения цен страдает прежде всего “крупняк”. Потому что главным рынком сбыта для крупных фирм всегда были стройки на стадии отделки, а новое строительство сейчас почти не ведется. Но малый бизнес и не ставит перед собой задачу полностью обеспечить плиткой многоэтажный дом. Его ниша — производство, достаточное для обеспечения материалами процесса ремонта отдельных квартир в этом доме.  

И здесь малый бизнес выигрывает в разнообразии. Как правило, крупный производитель во всем многоквартирном доме укладывает один вид плитки. Обычно стандартную, просто покрытую глазурью без рисунка (она дешевле). Или с простым рисунком, как говорят на рынке, “с цветочками”. Малый бизнес может предложить клиенту более широкий выбор: с бабочками, например, или с эротической сценой, светящейся в темноте (бывает и такое).  

Кроме того, рыночные отношения пока не смогли решить застарелую советскую проблему качества отделки квартир. К сожалению, на качестве по-прежнему экономят. Практически во всех новых многоквартирных домах (а их за 10 лет экономического роста в России построили довольно много) использовалась дешевая плитка для кухонь и ванных комнат. И это касается не только жилья эконом-класса, но и так называемого элитного. Сейчас недостатки отделки начинают проявляться во всей красе: плитка трескается, крошится и отваливается. Что дает малому бизнесу по ее производству дополнительную нишу для сбыта продукции. Причем наученные горькими опытом жильцы готовы даже в кризис платить за качество.  

Еще один плюс дала девальвация рубля, из-за которой резко подорожал весь импорт. Раньше хозяин квартиры, в которой затевается ремонт, шел в магазин за итальянской или французской плиткой.

 Сейчас то и другое, мягко говоря, кусается: цены на импортную кафельную плитку иногда зашкаливают за 1200—1500 руб./кв. м. Современная ванная комната — это 28—30 кв. м стен под кафель плюс 10—14 кв. м пола. Платить 60 тыс. руб. только за материалы для ремонта — дороговато.  

И если российский производитель сумеет предложить сопоставимое качество (а на малых партиях его добиться легче) по меньшим ценам, то победа в конкурентной борьбе на рынке плитки может остаться за ним. Причем затраты, необходимые для достижения приемлемого качества, вполне по силам малому бизнесу. Необходимо лишь четко соблюдать технологию производства.

Производство

Минимальный комплект оборудования для производства прессованной кафельной плитки включает в себя бетономешалку, вибростол, формы, камеру для напыления и 200-градусную печь для сушки (по сути — большую духовку). Готовый комплект оборудования можно приобрести за 250—300 тыс. руб. Причем вместе с сертифицирующей документацией на продукцию и обучением.  

Рекомендуется, однако, быть более жадным и покупать оборудование по отдельности. В этом случае бетономешалка (нужна полупромышленная, с разными наборами лопастей) обойдется в 20—25 тыс. руб. Вибростол можно в принципе заказать местным умельцам на любом заводе — сварят и поставят мотор за 25—30 тыс. руб. Но лучше не экономить и купить готовый вибростол за 55—60 тыс. руб. Формы обойдутся в 15—25 тыс. руб. (плитка бывает разных размеров). Камера для напыления глазури и рисунков на 1 кв. м плитки стоит около 45—50 тыс. руб. Полупромышленная печка обойдется в 35—40 тыс. руб. Итого 170—200 тыс. руб. на основные средства производства. Терпимо для малого бизнеса.  

Но это — даже не полдела, потому что оборудование надо чем-то загрузить. Кроме того, это именно минимальный комплект для стандартной скучной плитки без рисунка. Чтобы ваша продукция чем-то отличалась, необходима многофункциональная напылительная камера плюс трафареты для различных рисунков. Модернизированная камера стоит около 100 тыс. руб. а комплект из 200 трафаретов (по 1 кв. м каждый) обойдется в 20—25 тыс. руб. В итоге на основные средства необходимо будет потратить около 300 тыс. руб. Причем важно, что данный комплект оборудования в принципе позволяет изготавливать как настенную, так и напольную плитку с достаточным разнообразием фактур и рисунков. В принципе даже облицовочную (фасадную) и тротуарную плитку можно делать — для дачников. Правда, для каждого вида плитки свой экономический расчет.  

Если же вы хотите производить что-то эксклюзивное, например сделать плитку самосветящейся, то придется закупать дополнительное оборудование для нанесения на плитку металлизированной пленки-люминофора. Кстати, такая плитка не только красива, но и более прочна (металл дает дополнительную стяжку). Однако далеко не все готовы платить 360 руб. за кв. м чуда… В целом вариантов различных технологий много, вплоть до того, что рисунки можно наносить как перед сушкой плитки, так и после нее.  

Для старта же гораздо важнее расходные материалы, сырье. Можно делать плитку и на обычном цементе с мелким щебнем, но ее качество будет отвратительным. Поэтому лучше использовать гранитный отсев (от 800 до 1000 руб. за кубометр) и высокомарочный цемент (200 руб. за мешок в 40 кг, в кризис он подешевел вдвое). Плюс глазурь и красители (в зависимости от производителя и цвета они стоят от 70 до 300 руб./кг) и пластификаторы (около 60 руб./кг). Если ориентироваться на выпуск 5 тыс. кв. м кафельной плитки в месяц, надо будет потратить порядка 400 тыс. руб. на сырье.  

Далее — место и рабочая сила. Для производства указанных объемов достаточно 100 кв. м площади. Отопление, как правило, не нужно, потому что зимой этот бизнес практически замирает, а весной и осенью достаточно тепла от работающих агрегатов. Поэтому в минимальном варианте подойдет холодный склад, сарай, даже бывший коровник. Были бы стены и крыша, а также вода и электричество. 

В Московской области в пределах 100 км от МКАД подходящий вариант аренды можно найти примерно за 150 руб. за кв. м в месяц. Причем в кризис владельцы такой недвижимости предоплату просить практически перестали. Так что для старта бизнеса хватит и 30 тыс. руб. (недели две уйдет на завоз, установку и наладку оборудования, а там уже скоро нужно будет платить за второй месяц аренды). Не забудем и про электроэнергию, на которую будет уходить около 5 тыс. руб. ежемесячно.  

Одним из плюсов данного бизнеса является отсутствие постоянных расходов на транспорт: если ваша плитка будет пользоваться спросом, то заказчики сами к вам приедут. К тому же в процессе ремонта плитка на объект, как правило, завозится один раз. Так что автомобиль на первом этапе вам не нужен, как не нужен и офис.  

Зато нужно нанять четырех рабочих и одного мастера. Двое рабочих — с лопатами на бетономешалке, один — на вибростоле, еще один обслуживает печку и упаковывает готовую продукцию. Мастер же должен неотлучно находиться на производстве, помогать всем, “гонять” рабочих и — самое главное — следить за качеством продукции. Это должен быть человек, знающий технологию производства. Поэтому совет: ни в коем случае не становитесь мастером сами. У хозяина будет много забот с организацией дела и сбытом продукции. Зарплата мастера — 40 тыс. руб. в месяц (иначе грамотный специалист к вам не пойдет), зато рабочим в кризис можно платить и по 15 тыс. руб. в месяц. В целом на зарплату персоналу будет уходить 100 тыс. руб. в месяц.

Двойная бухгалтерия

Итого: 300 тыс. руб. — на оборудование, 400 тыс. руб. — на сырье, 100 тыс. руб. — на зарплату в первый месяц, 35 тыс. руб. — аренда и электричество и 50 тыс. руб. — на открытие предприятия и организацию дела. В целом первоначальные вложения — порядка 900 тыс. руб., постоянные расходы — около 550 тыс. руб. в месяц. Себестоимость — 110 руб. за кв. м (550 тыс. руб. постоянных расходов/5 тыс. кв. м объема производства).  

Теперь — доходы. Самую дешевую плитку на рынке можно найти за 130—150 руб. за кв. м. Однако рисунков на ней не предусмотрено, а качество таково, что она зачастую крошится и трескается прямо в процессе установки. У вашей продукции при соблюдении технологии качество на порядок выше и рисунки имеются. Поэтому и ценовая ниша другая — 200—220 руб. за “квадрат”. Если продавать оптом по 180 руб. за кв. м, то получаем прибыль в 70 руб. за кв. м. Или 350 тыс. руб. в месяц на предложенных объемах.  

Казалось бы, первоначальные вложения при такой прибыли окупятся за три месяца. Однако гладко, как всегда, лишь на бумаге. Плиточный бизнес имеет три существенных минуса, которые делают его не столь выгодным, как следует из грубых подсчетов.  

Первый недостаток — ярко выраженная сезонность: зимой спрос на плитку практически нулевой. В этот период можно (и нужно) сократить издержки, уволив рабочих и перестав закупать сырье. Однако мастера увольнять и даже сокращать ему зарплату — нельзя. Убежит к конкурентам, а весной вы можете не найти грамотного специалиста. Также никуда не исчезают и расходы на аренду. Утешаться можно тем, что на три месяца мастер превращается в сторожа, и к тому же за это время можно провести ремонт оборудования. Однако 180—200 тыс. руб. зимнего убытка утешают мало.  

К сожалению, зимой нельзя работать и “на склад”. Потому что помимо сезонности плиточный бизнес подвержен моде. Грубо говоря, если вы штампуете плитку с бабочками, а весной в моде окажется плитка “с цветочками” — сильно прогорите.  

Однако главным узким местом любого бизнеса является сбыт. Плиточный бизнес — не исключение, он “выходит в ноль”, только если 60% произведенного за месяц (это 3 тыс. кв. м плитки) удается продать. Обычные каналы сбыта — через бригады, занимающиеся ремонтом, через стенды на рынках и автомобильных трассах (штендеры с образцами продукции видел, наверное, каждый), а также — через интернет. Бригадиры и хозяева рынков обычно берут за рекламу 10% от проданного объема. “Хозяева трасс” — то есть сотрудники ГИБДД — как договоритесь. Ежемесячно производимый вами объем достаточен примерно для 170 ремонтов. Опыт показывает, для его сбыта необходимо иметь 5—6 заинтересованных бригад и 2—3 заинтересованных рынка.  

Летом, в разгар сезона, проблем со сбытом продукции практически нет. И это несмотря на то, что производителей плитки много и предложений в Московском, например, регионе — просто море. Однако осенью и особенно весной спрос существенно ниже. Крупные производители начинают демпинговать, то есть предлагать плитку с огромными скидками. Но малый бизнес не может себе этого позволить и вынужден ждать мая, когда стабильно высокий спрос, как правило, восстанавливается.  

Реалистичный график продаж в этом бизнесе выглядит так: зимой — 0%; летом — 110% (продаем весенние запасы); в мае, сентябре, октябре — 75%; в марте, апреле и ноябре — 30%. Поэтому более точный подсчет дает годовые расходы в 5,2 млн. руб., а годовые доходы — 5,8 млн. руб. Причем в м арте—апреле есть реальная опасность кассового разрыва. С учетом налогообложения годовая прибыль составляет около 500 тыс. руб. Что дает реальный срок окупаемости бизнеса в два года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру