Поддельный алкоголь приказал долго жить

С 1 июля в полной мере заработает система ЕГАИС

До последнего времени рынок алкоголя в России лихорадило. Главная проблема — рост контрафактной продукции. По ряду оценок, поддельные горячительные напитки занимали до 50% рынка. От этого страдали и бюджет, недополучая акцизы, а также рядовые потребители, которых травили нелегальной водкой. Выигрывали в этой ситуации лишь недобросовестные производители и продавцы, получая до 600% доходов дополнительно за счет неуплаты налогов и сборов. Однако с 1 июля ситуация кардинально поменяется. Вернее, она уже улучшилась с начала этого года, когда Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета производства, поставок и продажи алкоголя была распространена на розничные точки. Впрочем, в полной мере ЕГАИС заработает именно с 1 июля. В результате, согласно «дорожной карте», утвержденной правительством в ноябре 2015 года, к 2018-му объем нелегальной водки на рынке должен снизиться до 10%.

С 1 июля в полной мере заработает система ЕГАИС

Принято считать, и давно, что в России две беды: «дураки» и «дороги». На самом деле их, по меньшей мере, все три. Помимо первых двух еще и нелегальный алкоголь, который зачастую еще и является настоящим ядом, если изготовлен не на основе этилового, а метилового спирта. Случаев массовых смертельных отравлений не счесть. Кстати, в последнее время это часто происходит, если довольно дорого закупать якобы импортные алкогольные напитки через Интернет.

Страдают и бюджеты всех уровней. Алкогольные акцизы до 2014 года, как правило, повышали. Более того, многие эксперты предлагали делать это интенсивнее, чтобы, например, закрыть дефицит Пенсионного фонда. Но бутлегеры легко обходили повышающиеся акцизы. В дело вступала так называемая «третья» смена. То есть, на ряде вполне себе легальных предприятий по ночам производили неучтенную государством водку.

Доходы были бешеными. Ведь чистая себестоимость производства пол-литры не превышает 25-30 рублей (здесь учитывается стоимость спирта, воды, очистителей, пробок, бутылок и наклеек). Все остальное должно идти в казну. Напомним, что сейчас минимальная цена за бутылку установлена в размере 190 рублей. Значит, «нелегалы» «зарабатывали» на одной пол-литре до 600% прибыли. И куда девались эти, безусловно, громадные деньги.

Смею предположить, что на зарплаты тем, кто это «бодяжит», — копейки. Особенно если пойло разливается в гаражах и на заброшенных заводах. Основные суммы достаются криминальным структурам.

Поэтому внедрение ЕГАИС — это не только удар по водочной мафии, но и благо для рядового потребителя. Отныне он может сам удостовериться, что приобретенная им продукция не контрафактная, но самое главное — безопасная.

Для этого нужно всего лишь разместить в своем смартфоне бесплатное мобильное приложение, с помощью которого можно отследить и реального производителя, и конечного продавца.

Каким образом это возможно? ЕГАИС изначально была рассчитана на полный электронный контроль за всем производством и реализацией крепкого алкоголя на оптовом уровне. Не случайно эта система внедрялась еще с 2006 года. Конечно, были проблемы. Но идущий по правильному пути всегда приходит к финалу в нужное время.

В этом году контроль над поставками алкоголя распространен из оптовой сферы и в розничную. По последним данным, ЕГАИС уже сейчас фиксирует сведения о закупке алкогольной продукции в 207 тыс. 574 розничных торговых точках, включая кафе и рестораны, имеющих лицензии на продажу алкоголя. Это 95% от их общего числа. При этом на них приходится 99% от общего объема розницы. В неподключившиеся 5% розницы входят магазины и кафе, расположенные на территории Крымского федерального округа и в ряде сельских местностей. Там ЕГАИС заработает с 1 января 2017 года. Что означает, что розница должна будет в режиме онлайн сообщать налоговым органам и Росалкогольрегулированию не только о закупках, но и о всех продажах. Система замкнется. Что не даст ни одного шанса контракфакту.

В конечном итоге ЕГАИС благодаря своему полному, но при этом быстрому и эффективному контролю за всеми операциями на рынке алкоголя обеспечит по крайней мере реализацию двух задач. Во-первых, полный сбор всех «пьяных» денег в бюджет — по самым скромным подсчетам, дополнительно до 200 млрд рублей в год.

Во-вторых, отсечет настоящую отраву.

Но мало этого. Правительство намерено не только повысить собираемость алкогольных акцизов. Но и ограничить потребление горячительных напитков. Так, основной целью «дорожной карты» включающей в себя 23 мероприятия, является именно резкое сокращение потребления водки. Так, председатель Правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка, вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что в результате реализации «дорожной карты» планируется снизить потребление алкоголя в нашей стране до 10 литров на душу населения к 2020 году.

Но и это еще не все. Помимо полной ликвидации суррогатного алкоголя, предполагается и установление полного госконтроля над производством и реализацией медицинского спирта (так называемой фармацевтической субстанции). По закону популярные в определенных кругах, например, настойки боярышника будут включены в систему ЕГАИС 31 марта

2017 года.

Таким образом, в нашей стране дан старт очень важной общественной инициативе. Меньше потреблять алкоголя, но больше за него платить. Система, которая не позволит производить и продавать «левые» напитки, создана и успешно прошла аттестацию. Осталось пожинать неалкогольные плоды.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции

Дмитрий Добров:

«Система ЕГАИС является обязательной и необходимой. С 1 января ЕГАИС стала обязательной для заводов: без нее никто не мог установить необходимое оборудование. Нормального программного обеспечения просто не существовало — аналоги нужно было закупать по теневым схемам.

Такие механизмы обработки и поставки на прилавки алкогольной продукции составили до 60% рынка к концу 2013 года. У нелегальных продавцов контрафактных марок (им нужно было клеить на бутылки похищенные на других заводах ярлычки, чтобы попасть в разряд проходящих по документам хозяйствующих субъектов) отбирали товар тоннами.

С 1 июля ЕГАИС будет обязательной для всех — и для поставщиков, и для закупочных компаний, в том числе и импортеров, и для покупателей. «Обкатка», «притирка» и «отладка» системы ЕГАИС продолжалась целый год, в течение которого она работала «в бумажном режиме»: это когда сотрудница набивала сведения на компьютере, а потом несла диски в налоговую. Там находили опечатки — и, разумеется, следовали разборки и санкции.

Упрощается получение лицензии на продажу алкоголя при выездном обслуживании и уточняется ряд требований к розничной продаже алкоголя при оказании услуг общественного питания.

Однако розничная продажа алкогольной продукции не допускается в зданиях, принадлежащих образовательным организациям. То есть, купить или продать пиво в школе или институте будет невозможно. Будучи учащимся вечерней школы, а затем и вечернего отделения института, в советские времена можно было наслаждаться в местных буфетах отменным пивом. Теперь об этом можно забыть навсегда. «Газировка» и энергетические напитки — вот обычный набор нынешних столовых.

Производителям лекарств уже в 2017 году придется подключиться к системе учета алкоголя ЕГАИС. Отчитываться придется тем предприятиям, в продукции которых более 0,5% этанола (например, такие настойки, как «Боярышник» и «Пустырник»). То есть тем, кто продавал зелье по «двойным стандартам» — чтобы удовлетворить потребности действительно заболевших и чтобы залить глаза стопроцентным алкоголикам.

С 1 июля в полном объеме начинает работу Единая государственная система учета спиртосодержащей продукции, которая призвана искоренить нелегальную продажу алкоголя в Москве. Все бизнесмены будут обязаны передавать данные о каждой проданной бутылке алкоголя в систему. Если они не будут этого делать, то не получат лицензию. Также предусмотрены штрафы от 100 до 200 тысяч рублей и конфискация имущества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру