ТАМОЖЕННЫЕ ТЕРМИНАТОРЫ

Говорят, нет на российской земле существа страшнее гаишника. Народный собирательный образ автоинспектора выглядит так — вообще не гуманоид, а этакий кентавр, полудуб-полубандит. Однако, с нашей точки зрения, есть у гаишников серьезные конкуренты — таможенники. Они не столь обильно воспеты в народном эпосе. А зря — деньги через них проходят огромные, гаишникам такие и не снились. Недаром же самый известный анекдот о таможенниках — о конкуренции за "левую" растаможку грузов — звучит на манер передачи "Угадай мелодию": "Я растаможу этот груз за 20 тысяч". — "А я — за 15!" — "Ну и растамаживай!" Официально через российскую таможню ежемесячно проходит (данные на середину августа) примерно один миллиард долларов. А с учетом нелегального грузооборота — на порядок больше. Понятно, что поток больших денег притягивает многих людей как магнит и далеко не каждый в силах ему сопротивляться. Правда, с недавних пор коррупционерам, которые не в силах самостоятельно вынуть руку из кармана государства, начали оказывать "помощь". Новый председатель Таможенного комитета Валерий Драганов уже был вынужден отправить в "резерв" целый ряд руководителей таможенных управлений. К примеру, буквально на днях был отправлен на "отдых" начальник управления косвенного налогообложения (более известное как управление "Костиного" налогообложения) Константин Ковальчук, который, по слухам, сегодня входит в сотню (!) самых богатых людей России. И немудрено — это управление курирует импорт сигарет и спиртных напитков. По неофициальным подсчетам, в бытность Ковальчука на посту руководителя этого управления бюджет терял не менее 10% от таможенной стоимости импортных сигарет. Куда девались деньги, нам как бы неизвестно. Но сейчас Московская транспортная прокуратура расследует, каким образом у Ковальчука пропало большое количество акцизных марок на спиртное. Может, конечно, их мышь съела, но чаще всего такая пропажа означает, что они оказываются на левом товаре (читай: фальшивых водке и сигаретах), а у "потерявшего" марки заметно прибавляется денег на счету. По нашим данным, команда коррупционеров "от таможни" достаточно обширна и помимо массы рядовых сотрудников включает сразу нескольких начальников таможенных управлений и зампредов ГТК. Известно, что среди них есть чиновник, который был уличен внутренней службой безопасности комитета в передаче различным фирмам незаконных таможенных льгот. Так, он получил от некоей компании крупное материальное вознаграждение — за разрешение на переадресовку авиагрузов из Шереметьевской таможни в Тверскую ("Кимры-Терминал"). Этот же чиновник активно лоббировал интересы нефтяных экспортеров и по их просьбе утрясал многие вопросы с энергетической таможней. Еще один зампред ГТК зашел в своей любви к нефтедолларам еще дальше. Он разрешил компании, чья деятельность была приостановлена за нарушения законодательства, поставить мазут на переработку за рубежом. На самом-то деле ничего никуда не вывозилось. Просто спустя некоторое время компания ввезла в Россию заграничное топливо, которое числилось переработанным мазутом и за которое не нужно было платить импортных пошлин. Таким образом наш бюджет потерял более 100 млн. долларов. Впрочем, это все, так сказать, изыски. Есть на таможне и более "традиционные" методы воровства. Например, по данным контрольных органов, управление капстроительства ГТК совместно с финансистами и управлением тылового обеспечения очень неплохо прикрыли свои тылы, прикарманив не менее 1,5 млн. долларов. За счет завышения объема выполненных строительных работ. Считалось, что ГТК возводит таможенные переходы, склады и терминалы "Кучинина гора", "Нехотеевка", "Куршская коса"... На самом деле там вместо элегантных построек только ржавые трубы и валяются. Зато куда более приятный для глаз пейзаж открывается на месте учебно-тренировочной базы ГТК на территории Щелковского района. Там таможня возводила элитные дачи для бывшего руководства комитета (Анатолия Круглова со товарищи). И получились они не в пример терминалам гораздо лучше... Несмотря на постоянные чистки, многие чиновники, которых можно охарактеризовать афоризмом "Не пойман, но вор", продолжают оставаться на своих постах. Похоже, они ждут очередной смены власти в таможенном царстве. Коррупционеры даже решили ускорить процесс "выжимания" Драганова из ГТК: они совместно со своими криминальными партнерами решили устроить председателю Таможенного комитета саботаж. Оперативными органами был зафиксирован разговор одного из действующих зампредов ГТК с главой крупной внешнеторговой компании. Таможенник советовал бизнесмену задержать поставки товара до сентября. Дескать, к тому времени Драганова "уйдут" и все вернется на круги своя... В результате, например, на одном из московских терминалов, фактически подконтрольном высокопоставленному чиновнику ГТК, ежедневный уровень таможенной очистки снизился аж в 10 раз. И все потому, что этот чиновник через свою жену (она числится официальным владельцем терминала) регулярно проводил очистку контрабандных грузов... Ходят упорные слухи, что не без помощи своих зампредов Драганов может сам быть обвинен в коррупции. На вакантное место прочат либо бывшего главу ОБЭП УВД Москвы Солдатова, либо экс-председателя таможни СССР Ермакова. Впрочем, есть сегодня и еще два кандидата на руководство самым денежным ведомством страны. Один — бывший начальник управления собственной безопасности ГТК Борис Гутин. Однако источники "МК" считают, что у Гутина весьма мало шансов на победу. Он зять коммуниста Николая Рыжкова, и если Гутин окажется в руководстве таможни, многие воспримут это как резкое усиление первого вице-премьера Юрия Маслюкова. Второй — начальник Управления по борьбе с таможенными правонарушениями Михаил Васин. Обе личности интересны нам не только своей близостью к "левым" политикам, но и "левым" делам. Так, "МК" стало известно, что группа бывших руководителей управлений ГТК организовала высокодоходный бизнес на московском терминале "Ютланд" (по некоторым сведениям, и Гутин, и Васин имел к нему не самое последнее отношение). Этот склад временного хранения — частный, и лицензия на его использование принадлежит одноименному акционерному обществу. Само общество, в свою очередь, первоначально являлось собственностью некоего Виктора Кибзы, его жены и супруги... одного из высоких чиновников ГТК (впоследствии "Ютланд" был переоформлен с этих частных лиц на другую компанию). Основной доход "Ютланда" строился примерно по следующей схеме: "Давайте наедем на известные нам фирмы, а потом обеспечим им таможенную крышу и возьмем процент от бизнеса. Мы занижаем таможенную стоимость товара: и нам — отстежка, и фирмы довольны". Согласитесь: все это очень напоминает тривиальный административно-криминальный рэкет, особенно по методе уговоров тех фирм, которые по каким-то непонятным причинам хотели работать честно и на условия "ютландцев" не соглашались. Как говорят, таких "несговорчивых" бизнесменов приглашали в кабинет директора. Туда же заходили крепкие ребята из микрорайона Солнцево. Которые, вежливо побрякивая золотыми цепями, начинали убеждать непокорных бизнесменов, что своим поведением они наносят непоправимый моральный ущерб терминалу и всей таможне в целом. Как ни странно, уговоры всегда действовали безотказно. Импортеры послушно соглашались, что партия сигарет "Данхилл" — это на самом деле "ЛМ", а если приглядеться получше, то и вовсе окажется: не сигареты это, а макароны. Ну и стоят они соответственно... По слухам, подобные гипнотические сеансы позволяли бывшим чиновникам ГТК и прочей "ютландской группе" жить на широкую ногу. К примеру, очевидцы утверждают, что сия честная компания жила очень дружно и любила развлекаться в таких дорогих заведениях, как ресторан "Царская охота", казино "Метрополь", "Метелица", "Редиссон-Славянская". А самым любимым злачным местом "таможенных гипнотизеров" был стриптиз-бар "Доллз", где "ютландцы" как-то раз прогуляли 400 тысяч "зеленых"... В принципе "таможенные терминаторы" вполне могли вместо какой-нибудь "Метелицы" отправиться на свои рабочие места. По количеству великих (и не очень) комбинаторов на один квадратный метр таможенное ведомство России по-прежнему во много раз превосходит самые злачные места Москвы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру