“НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА”

8 мая 1999 в 00:00, просмотров: 461

Помните многосерийный документальный фильм "Великая Отечественная"? Так вот, этому фильму нынче — 20 лет! Снят он был группой Романа Кармена по заказу... американцев! И вышел в двух версиях: для наших и для американцев. На американских телеканалах и по всему миру этот фильм прошел под названием "Неизвестная война". Почему же американцам взбрела в голову идея создания этого фильма? И как удалось этот фильм выпустить на экраны в разгар "холодной войны"?! На этот и другие вопросы "МК" отвечает один из режиссеров этого сериала Тенгиз СЕМЕНОВ. — Как возник этот фильм? Фред Винер, один из руководителей американской телефирмы "Эйр Тайм интернешнл", провел в годы "холодной войны" небольшой опрос — расспрашивал у своих соотечественников, что они знают о роли русских в победе над фашистской Германией. И ответы просто поразили его. Многие рядовые американцы были уверены, что фашизм победили благодаря американцам. А некоторые вообще считали, что русские воевали на стороне фашистов! Вот тогда и появилась у Винера идея снять документальный фильм о роли русских во Второй мировой войне. — Наверное, работать было сложно. Все-таки в то время существовала страшенная цензура. — Не было ни одной серии без споров. Я вот помню такой момент: когда я сдавал на утверждение текст "Блокады Ленинграда", собрались военные историки из разных ведомств и заспорили. Говорят: нет, там не столько погибло. И каждый называет свою цифру. А потом заявляют: "Я не подпишу текст, если там не будет стоять моя цифра!" Тогда я обращаюсь к ним и говорю: "Что же мне делать, ведь главный консультант уже все подписал?!" — "Ну и что!" — говорят они. После этого я разворачиваю бумагу с подписью Андрея Александрова, помощника Брежнева. Они сразу вскакивают: "Все! Это для нас закон!" — Как же вам удалось заполучить в консультанты помощника самого Брежнева?! — Это все Кармен... Он снимал Леонида Ильича для одной из серий. И во время съемок сказал ему: "Я прошел всю войну. Неужели нельзя доверить этот фильм мне и Андрею Александрову?". То есть помощнику Брежнева. Леонид Ильич согласился. После этого сразу стало легче работать. Но все равно вскоре стали поступать доносы, письма, где утверждали, что Кармен идет на поводу у Пентагона. Если бы не Кармен и Александров (который был очень эрудированным человеком и который буквально заболел этим фильмом), то, безусловно, наша киноэпопея не смогла бы выйти на экраны в том виде, в каком она вышла. Кстати, во время съемки Брежнев неожиданно спросил Кармена: "Ты меня узнаешь?". Кармен даже растерялся: "Да. Генеральный секретарь... Леонид Ильич..." — "Помнишь, во время войны машина застряла в грязи? К тебе подошел один полковник и попросил помочь. Ты помог. Так вот, тем полковником был я. Мы распили с тобой бутылку водки, и я спросил, как тебя зовут. Ты сказал: "Роман Кармен". Я даже переспросил: "Так ты и есть Роман Кармен? Испания?! Мне ж никто в полку не поверит, что я с Романом Карменом встречался!" Вот такая была история. Кармен тогда уже был знаменит: его фильм о войне в Испании и испанские репортажи прогремели на весь Советский Союз. — Как сильно отличается американская версия киноэпопеи от российской? — Отличия есть. К примеру, Бабий Яр. В американской версии мы рассказали, что там погибло много русских, и еще больше — евреев. А у нас про евреев не дали сказать. Или еще — Катынь. Немцы утверждали, что польских офицеров расстреляли русские, а наши историки утверждали обратное. Поэтому мы попали в довольно-таки сложную ситуацию. Не знали, как об этом рассказать. Из-за этого даже фильм чуть не рухнул. — И как же выкрутились? — Для американского варианта нашли компромиссное решение: "Немцы утверждают, что польских офицеров расстреляли русские, а русские — наоборот. Время покажет". И время показало: сейчас уже стало известно, что это — дело рук НКВД. В российском варианте такую формулировку, естественно, не пропустили. — Но наши "всеслышащие и всевидящие", наверное, смотрели и американскую версию... — Смотрели. Но волновало их не это. Главное было для них — чтоб у нас американский вариант никто не слышал и не видел. Жаль, конечно, что в "Великой Отечественной" не разрешили о многом рассказать... Но тем не менее не стоит умалять достоинства русского варианта: фильм выполнил замысел Кармена — рассказал правду о Великой Отечественной войне. Но больше всего Кармен сожалел о другом: во время войны строжайше было запрещено снимать гибель наших солдат. Поэтому мы использовали в фильме немецкие архивы. Когда "Великая Отечественная" вышла на телеэкраны, на улицах сразу стало безлюдно, почти из каждого окна доносилась музыка из фильма... Кроме того, киноэпопею показывали во всех кинотеатрах Москвы, и везде стояла очередь за билетами. Никогда ни один документальный фильм, к тому же 20-серийный, до этого не имел такого успеха. Не так давно Тенгиз Семенов вместе с Константином Славиным приступили к съемке документального фильма "Неизвестная война. 20 лет спустя", в котором расскажут, как снималась эта киноэпопея. Часть этого фильма будет показана 9 мая по НТВ. Телеканал впервые в России покажет "Неизвестную войну" целиком — то есть в том виде, в каком она вышла на американские телеэкраны. P.S. Всем режиссерам, сценаристам и консультантам за работу над фильмом дали различные премии. В том числе и Ленинскую. Кроме Кармена, который, к сожалению, так и не дожил до презентации "Неизвестной войны".



    Партнеры