ПРЕЛЕСТЬ СПИЛЕННЫХ КЛЫКОВ

Имиджмейкеры, несмотря на жестокую конкуренцию, иногда объединяются. Не так давно в России была создана их первая профессиональная лига. С ее президентом — профессором, автором книги "Секреты личного обаяния" Виктором Шепелем — мы побеседовали о том, что нас ждет в предвыборном будущем. — Виктор Максимович, понятие "имиджмейкер" появилось у нас недавно, но разве в советские времена ничего подобного не существовало? — Были режиссеры пропагандистских кампаний, которые создавали имидж советского государства. Вспомните Олимпиаду-80... Появиться в партийной среде в бабочке или с шарфиком для мужчины считалось вызовом укладу власти. А на элиту ориентировалась вся страна... — В чем разница между западным подходом к формированию имиджа и российским? — На Западе, как правило, обращается внимание на что-нибудь одно. Делается лицо или подбирается костюм. Мы же хотим создать целостность облика. Есть и частные отличия. Обратимся к одежде... Французы задаются вопросом — что носить, англичане, у них погода часто меняется, — когда, мы — как носить. Ведь даже в простом ситцевом платье женщина может выглядеть сногсшибательно. Все зависит от того, как она в нем держится. У американцев свой подход. Посмотрите на их бизнесменов — недорогой костюм, зато отменные ботинки плюс навороченные часы и смелых расцветок галстук. И плевать они хотели, соответствует ли его цвет костюму. Смотрибельно все это вместе — во! — За последние пару лет появилось ли в имиджмейкерстве что-нибудь новое? — Да, например, российские имиджмейкеры стали прежде всего делать упор не на рекламу личности, а на создание ее достойного облика. В нашей лиге создана базовая технология воспроизводства имиджа на научной основе. Она состоит из нескольких стадий. Первая — визуализация облика. Это уход за лицом, построение мимики, подбор макияжа и прически. На второй стадии учат стоять, ходить, жестикулировать. Потом — выработка стиля одежды. И, наконец, обучение коммуникативной механике — моделям поведения на работе, в семье, в общественных местах. Смысл всего этого — научить личность быть коммуникабельной. Большим спросом пользуется, кстати, курс так называемого флюидного излучения. Это использование энергетики, которой обладает каждый человек в большей или меньшей степени. Так, у экстрасенсов она распространяется на 10 метров. Сильным флюидным излучением обладают сексапильные люди. Однако далеко не все этим могут пользоваться. — Как вы оцениваете работу наших политиков с имиджмейкерами? — Как известный имиджмейкер Сегел сделал Миттерана? Начал с того, что сказал ему: "Если мы не срежем у вас два передних клыка, вам не попасть в Елисейский дворец". Миттеран его выгнал. Но затем все-таки последовал его советам и в итоге дважды стал президентом. Например, Миттеран принял во внимание, что у него лицо аскета, потому надо держать доброжелательную мимику. А что происходит у нас... Помню, как посоветовал одному политическому деятелю сделать макияж перед телеэфиром. Он ответил: "Что я, баба?" Потом увидел ролик: лицо от рампы накалилось, пот выступает... К сожалению, многие наши политики еще не готовы работать с профессиональными имиджмейкерами. Сомнительно, что у них есть хотя бы консультанты по имиджу. Например, Зюганов... Его вечно озабоченное лицо в стиле "За державу обидно"... Людям же нравятся оптимистичные физиономии, а Зюганов все время нахмурен и назидательно выговаривает. Он больше похож на политического ментора, а не на политического лидера. По большому счету, задача имиджмейкера — помочь людям увидеть в личности то новое, чего раньше не было видно. В этом плане обидно проигрывает Лужков. Он забыл те правила футбола, которые хорошо знает. Стал слишком увлекаться игрой на политическом поле: нет ни одного политического повода, на который бы он не среагировал. К тому же у него очень невыстроенная речь. Ее бич — неправильные ударения. Жириновский в плену своей эпатажной манеры. Он избрал скандальность как технологию политического поведения. Однако в новой избирательной кампании игра в скандалы будет малоэффективной. В.В. желательно срочно поумнеть, создав конструктивный имидж. Лебедь — тоже не подарок народу: у него по-прежнему лицо командира военно-воздушных сил, начальственный голос и угрожающие интонации, упрощенная афористичность... Это интересно год или два. Русские любят, когда разносят начальство, но на этом политическую карьеру не сделаешь. Кстати, предстоящие парламентские и президентские выборы выиграет тот кандидат, который повернется к людям новыми личностными качествами. — Кто с этой точки зрения вам кажется наиболее перспективным? — Хорошие шансы у Примакова. Смотрите, что происходит... В экономике по-прежнему неясность, зарплаты не платят, а его рейтинг растет. Он умеет нравиться. Мне импонирует манера Примакова говорить. Она не классически риторическая, но в ней есть явные достоинства. Главное из них — логика. Он знает, что и в какой последовательности нужно сказать, его речи доступны. Силен в аргументации. Причем его аргументы опираются и на теоретическое, и на обыденное сознание людей: у кого что лучше развито. Его выступления можно сравнить с выступлениями известного архиепископа Феофана Прокоповича, о которых писали, что слог их не чист, даже, можно сказать, неприятен, но он всегда говорит искренне, убежденно и с уважением к людям. — А что бы вы посоветовали Примакову, чтобы нравиться еще больше? — Я бы разнообразил его классически устойчивый гардероб. У него слабость к однотонным рубашкам, что проигрышно для телевидения — образует фон пропадания: зрительно фиксируются лишь голова и костюм. Тело немного зажатое, мало жестов (противоположность Жириновский — у него перебор). Неплохо бы Евгению Максимовичу добавить образности и адресной направленности в выступления, чтобы расширить свой электорат. Сейчас речь премьера в основном протокольно выверенная, а потому иногда монотонная. — Предположим, приходит к вам человек и говорит: "Сделайте меня президентом". Что происходит дальше? — Работа над имиджем начинается с тщательного изучения того, что человек представляет собой как личность. Мы изучаем его физическое и психическое здоровье, определяем состояние моральной усталости, пессимист он или оптимист. Если оптимист, вопросов нет. Если наоборот — масса вопросов. Иногда приходится вообще отказываться от работы: нерентабельно вкладывать силы и средства в безнадежного кандидата. Если же личность перспективна, то начинается сложная и кропотливая работа... Причем не только над внешностью, постановкой речи, а прежде всего над маркетинговой программой, то есть какие предложения кандидата будут пользоваться спросом у избирателя. Многих наших политиков подводит "прожеванная" идеология. Не придумали ничего нового, и все друг друга повторяют. Мало инновационных рекламных заготовок. Для всего этого необходимо иметь специальные "мозговые команды" и "фокус-группы", а не только спичрайтеров. В итоге нарабатываются политические и экономические проекты, и уже под них создается имидж конкретной личности. При этом в работе над имиджем учитывается каждая мелочь. Например, интерьер кабинета кандидата. — И каким же должен быть интерьер у политика? — Несколько лет назад была телепередача: американский президент Буш обратился по телевидению к советскому народу, а советский президент Горбачев — к американскому. Имиджмейкеры же составили рейтинг, как смотрелись оба президента. Так вот, Горбачев проиграл почти по всем пунктам. А особенно по интерьеру, на фоне которого выступал. Если американец сидел у камина и семейной фотографии, то Горбачев рядом с красным знаменем и многочисленными телефонными аппаратами. Политики часто позволяют фиксировать камере их технические возможности, а не личностные достоинства. Людей это, как правило, раздражает...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру