ВЫСШИЙ СВЕТ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЭМИГРАЦИИ

18 мая 1999 в 00:00, просмотров: 205

Сегодня в Музее личных коллекций открывается выставка "Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания". В очередной раз спасибо Александру Сергеевичу — лишь его 200-летие подвигло владельцев галереи русского искусства "Попов и К°" почти на подвиг. С начала 50-х годов акварели из парижского собрания нигде не показывались, а далекое путешествие в Москву предприняли и вовсе впервые за 80 лет своей эмиграции. Что вез с собой высший свет, бежавший в Париж от кровавой русской революции 17-го года? Конечно, самое ценное и самое дорогое сердцу. Саквояжи представителей знатнейших фамилий России вмещали в себя подчас всю их родословную, в том числе портреты сановных предков. А предки эти, пока не была изобретена фотография, очень любили позировать известным художникам. Можно сказать, что первая половина XIX века пережила своеобразный бум акварельного портрета, особенно в России. Над созданием портретной галереи высшего общества того времени работали Брюллов и Кипренский, Петр Соколов и Владимир Гау, которые были известны как придворные живописцы. При них жанр акварельного портрета достиг невероятного совершенства. В начале 20-х годов нашего века бывший киевский антиквар и кадровый русский офицер Александр Попов открыл в Париже галерею русского искусства, где наряду с известной коллекцией фарфора начала формироваться и коллекция акварельного портрета. После смерти основателя галереи ее владельцами стали французские антиквары Барюши, которые продолжили его начинание. Сейчас в коллекции более 100 шедевров, на которых изображено почти все высшее общество России пушкинских времен. Естественно, центром московской экспозиции станет портрет Натали Пушкиной работы Владимира Гау, написанный им уже после смерти поэта — в 1844 году. Мы увидим его впервые и еще раз сможем убедиться, что жена Пушкина была на самом деле невероятной красавицей. Первое, что поражает на выставке, — это идеальная сохранность акварелей. Краски свежи настолько, что создается впечатление, будто написаны портреты не полтора века назад, а только вчера. Морис Барюш, нынешний владелец галереи, признался нам, что выставка в Москве далась ему с трудом: — Вы понимаете, любая перемена климата губительна для акварели. Последний раз эти портреты были показаны в Париже в 1952 году и с тех пор лежали в особом хранилище нетронутыми. Насколько мне известно, и до этого всего четыре или пять произведений выставлялись лишь два раза — в 1927 году в Брюсселе и в 1935 году в Лондоне. Если бы не юбилей Пушкина, мы, конечно, не решились бы на такую "авантюру". Морис Барюш продолжает пополнять коллекцию. За последние пять лет он нашел более двадцати произведений, на которых изображены представители бывшей русской элиты. Более того, вместе с известным специалистом по атрибуции А.М.Горшманом им были уточнены имена многих персонажей, которые были до сих пор неизвестны. Совсем недавно обнаружилось, что на портрете кисти того же Гау изображен известный генерал Васильчиков. Как правило, имена устанавливаются по знакам отличия, орденам и наградам. Результатом этого труда стал великолепный альбом "Русские акварельные портреты", который, может быть, доберется до Москвы еще во время работы выставки, которая закроется лишь в начале июля.



Партнеры