СРОЧНО, СЕКРЕТНО, ГОРОНО

1 июня 1999 в 00:00, просмотров: 1080

Конец школьного года — нервотрепка не только для школьников, но и для их родителей. Особенно это касается пап и мам выпускников. Набив рот валидолом, они стараются своими руками протащить чадо через камни и пороги экзаменов и тестов. А еще лучше — перенести их на крыльях своей любви. Прямо в светлое будущее. Поэтому если школьники воспринимают выпускные экзамены как неотвратимое зло, то у родителей они вызывают массу вопросов. На самые популярные из них мы сегодня попытаемся ответить. n Как можно освободить ребенка от выпускных экзаменов? Школьник может быть освобожден от выпускных экзаменов только при предъявлении справки о заболевании, выданной в поликлинике по месту жительства. Этот документ должен быть заверен подписью главного врача либо его заместителя и подписью лечащего врача. В этом году требования к желающим "откосить" от выпускных экзаменов несколько ужесточились: раньше такую справку можно было получить в ведомственной поликлинике, теперь же экзаменационная комиссия поверит лишь эскулапам из лечебного учреждения по месту прописки больного. Перечень заболеваний, предоставляющих такую льготу, утвержден как Минздравом, так и Минобразованием. Ваш лечащий врач объяснит вам, стоит ли с вашим диагнозом надеяться на освобождение от экзаменов, но если у вас возникнут вопросы — обращайтесь в окружное управление образования. Однако следует учесть: учителя очень не любят тех, кто пытается всеми правдами и неправдами избежать экзаменов — конечно, если речь не идет о действительно больных. Так что если со здоровьем у вас все в порядке и к тому же вы надеетесь иметь хорошие оценки в аттестате, лучше не добывать липовую справку, а, собрав нервы в кулак, сдать экзамены. Не так уж они страшны, как кажется. n Что делать, если ребенок болен во время подготовки к экзамену или во время экзамена? Если во время подготовки к экзамену вас настиг какой-нибудь коварный вирус, рекомендуем во время болезни не расставаться с книжкой. Потому что экзамен придется держать, даже если больничный завершился аккурат за день до него. А вот если ребенок пропустил по болезни один или несколько экзаменов (и есть соответствующая справка) — волноваться нечего. Для него экзамены устроят персонально — после окончания болезни, даже если к тому времени все его одноклассники уже успеют получить аттестаты. Так что награда найдет героя, и возмездие неизбежно. n Можно ли сдавать выпускные экзамены в форме тестирования или реферата? Нельзя. Такая форма испытаний, введенная лишь в этом году, разрешена пока только для семестровых и переводных экзаменов. На выпускные она, возможно, будет распространена в будущем. Но далеком. n Можно ли в качестве экзамена по выбору сдавать предметы, которые изучали не в выпускном классе, а раньше — в 7, 8 или 9-м? Экономику, например? Или музыку, ОБЖ, москвоведение, черчение? И это нельзя. Для экзаменов по выбору есть перечень предметов, который вам с удовольствием предъявят в школе. Причем все они входят в программу выпускного класса: физика, химия, биология и прочие, что называется, недетские дисциплины. n На каких экзаменах ученик имеет право пользоваться справочной литературой? Только на экзамене по литературе. Зато — любой книжкой из имеющихся в наличии. n Кто сочиняет такие дурацкие темы для выпускных сочинений? Этот вопрос оказался самым популярным в нашем хит-параде, причем он одинаково интересовал и самих выпускников, и их родителей. Так что мы остановимся на нем поподробнее. Начнем с приятного: российские выпускники в своих страданиях не одиноки. Выпускное сочинение пишут школьники во всем мире. А темы составляются путем строгого отбора. Нашим родителям повезло меньше всего: в их годы молодые тему сочинения приходилось выбирать лишь из трех возможных, причем все три имели непосредственное отношение к школьной программе по литературе. Однако уже лет пять назад выпускникам предлагалось пять тем, из них две — свободные. А сегодня на выбор предлагается 8—9 штук — на любой вкус. Придумывают темы для сочинений всесторонне подкованные сотрудники отдела гуманитарного образования Минобразования РФ, в том числе и Татьяна Калганова. Она и рассказала нам, как совершается это таинство. Ежегодно два человека плотно садятся и разрабатывают два десятка тем. В течение года они принимают пожелания и предложения от специалистов и учителей, а незадолго до экзаменов представляют их на рассмотрение отдела. Из них отбираются 14 лучших, формулировки шлифуются, оттачиваются и несутся на подпись. Документ визируют начальник отдела, зам. начальника управления и, наконец, начальник управления. В общем, труд воистину коллективный. В далекие годы последний автограф на темы сочинений ставили в ЦК КПСС. Но сегодня никакие политические лапы сочинений не касаются. Оказывается, разработать оптимальные темы для выпускных сочинений не так просто. Во-первых, очень расширилась программа, во-вторых, появилось множество вариантов преподавания, и в Министерстве образования никто не может с уверенностью сказать, какие именно стихотворения Лермонтова или пьесы Островского решено изучать в каждой конкретной школе. Поэтому тема сочинения по произведениям классиков выглядит, как правило, так: "... в произведениях Островского. Тему формулирует учащийся". Для того чтобы человек написал сочинение, действительно что-то прочитав, а не списав втихую предисловие из книжки, темы стараются формулировать предельно детально. Например: "Роль эпизода "Батарея Тушина" в романе "Война и мир" Поневоле придется искомый эпизод прочитать хотя бы на экзамене. Или вот так: "Баллада — своеобразие жанра. На примере двух произведений". Очень популярно в последнее время, особенно для продвинутых учителей, предложить что-нибудь вроде "Стихотворение Ахматовой такое-то. Восприятие, оценка, истолкование". Сочинения по этим темам, как правило, получаются очень интересные — их пишут те, кто действительно любит поэзию. Очень красивые получаются у школьников рецензии — это тоже из новых веяний, раньше рецензировать классиков и современников школярам не дозволялось. Но вот темы разработаны и утверждены. Теперь в обстановке строгой секретности текст тиражируется по числу школ в России и рассылается за 10 дней спецсвязью во все субъекты Федерации. Из расчета, между прочим, на каждый класс! То есть темы нигде не ксерятся. Конверт вскрывается утром 1 июня при общем сборе выпускников, причем край не обрывается, а обязательно отрезается ножницами, чтобы не повредить сургуч. А в Питере, например, темы зачитываются по телевидению ровно в 9 часов утра 1 июня. Разработчики сочинений шли к такому плюрализму 12 лет. И они довольны, что все чаще при объявлении тем раздаются тихие вопли "Ура!". Ведь действительно, из 9 штук хоть одна должна вызывать не слишком сильное отвращение!



Партнеры