МИШУЛИН СТЕСНЯЛСЯ СМОТРЕТЬ “БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ”

Краткая справка: Спартак Мишулин родился в Москве 22 октября 1926 года. В начале 40-х годов Спартак поступил в артиллерийскую школу, где впервые проявил себя в творчестве — стал руководителем художественной самодеятельности. После провала в ГИТИС Спартак попал в труппу Омского драматического театра. Затем в Театр сатиры, где работает по сей день. На его счету множество теле-кино-театральных работ, в частности, "Кабачок "13 стульев", "Проделки Скапена", "Клоп", "Малыш и Карлсон", "Очарованный странник", "Белое солнце пустыни". По методе Станиславского каждый мало–мальски хороший артист за свою актерскую деятельность должен сыграть хотя бы одну, но хорошую роль. У этого человека их масса. Да и перечислять их нет смысла. Его биография более чем богата — он отсидел в тюрьме за порчу плаката с изображением Сталина (и все ради искусства), чуть не погиб от удара ножом, спасая беззащитных девушек от хулиганов... Но сейчас не об этом — более полувека Спартак Мишулин служит в Театре сатиры и снимается в кино. Не одно поколение детей выросло на "Малыше и Карлсоне", на цитаты разобрано "Белое солнце пустыни", а "Кабачок "13 стульев" просто стал культовым... — Спартак Васильевич, давайте начнем с вашего необычного для России имени... — Спартаком назвал меня дядя. Он был ректором Академии общественных наук при ЦК партии, к тому же профессором истории. Дядя очень увлекался древним миром, по которому неоднократно писал работы. А его любимыми героями были гладиаторы — Спартак и Аристоник. Аристоником он назвал своего сына, а Спартаком меня. Кстати, так сложилось, что "Спартак" — моя любимая футбольная команда. Хотя, возможно, если бы меня назвали "Крылья Советов", я бы, наверное, болел за них. — Помимо футбола вы увлекаетесь значками и собрали уже огромную коллекцию. Как вы начали их коллекционировать? — Совершенно случайно. Когда я ездил по разным городам, все мои знакомые считали своим долгом подарить мне значок. В итоге, когда их скопилось бессчетное количество, я решил разобраться, разложить по тематикам. В основном это значки, которые не продаются, а выдаются по какому-либо поводу — медицина, флот, церковь. — А фильмы со своим участием случайно не собираете? — Что вы! В кино я себя не смотрю. Не воспринимаю. Почему-то мне становится стыдно. Даже "Белое солнце пустыни" я посмотрел много лет спустя после выхода фильма на широкий экран. До этого видел лишь кусочки на озвучении. — Даже народные очереди в кинотеатры не вдохновили вас на просмотр? — Нет. Хотя, безусловно, "Белое солнце" — фильм, который режиссерски прекрасно выстроен во всех отношениях. А какие актеры... Кахи Кавсадзе, Анатолий Кузнецов. Кстати, с ним сложилась странная история. Когда Мотыль объявил пробы, на роль Сухова пришел Георгий Юматов — комсомолец, грудь вперед. Его утвердили. Однако в первый съемочный день он выпил. И Володя Мотыль, не любивший этого дела, моментально снял Георгия с этой роли. Взял запасного Кузнецова и не прогадал. Здесь как раз нужен был простой мужик, а не комсомольский герой. Что касается моей роли, то Саида могли сыграть очень многие. Но когда я подстригся наголо, надел тюбетейку, туркмены принимали меня за своего. — Я слышала, что фильм долго запрещали? — Да, цензура не пропускала. Изначальное название фильма было "Спасите гарем". А, как вы понимаете, в Советском Союзе нет, не было и не будет никакого гарема. Помните сцену в баке? Во время съемок температура воздуха была в районе сорока градусов, и актеры в этом баке раздевались от невыносимой жары. Так и сняли. Это не было порнографией, просто сцена людей, рвущихся к воздуху. Эпизод вырезали. Но и потом фильм по каким-то необъяснимым причинам долго пролежал на полке, пока его не посмотрел Брежнев... — Брежнев? — Если бы не он, возможно, что картину народ никогда бы не увидел. По рассказам, ночами генсек любил смотреть фильмы. И вот однажды он проснулся и захотел посмотреть очередной фильм. А показывать ему было нечего. И начальство, которое, мягко говоря, недолюбливало картину, решило поставить "Белое солнце" с надеждой, что Леонид Ильич встанет и скажет: "Фу, какая гадость" и уйдет. А Брежнев, наоборот, посмотрел и сразу же потребовал повторить сеанс. И так несколько раз. После этого — цензура не цензура — фильм пошел. Только название сменили на более безотносительное. — Теперь о театре. Почему в родной Сатире вы участвуете только в старых постановках? — Это результат наших взаимоотношений с худруком театра Валентином Плучеком. Действительно, есть актеры, которые опустились, пьют, но какое право имеет главреж не замечать артистов в форме? Плучек предал нас, стариков. Сейчас он занимается только с молодежью. Конкуренты шепчут на ухо Плучеку гадости про меня, а это лишний раз доказывает, что я неплохой актер. Как говорят, чем больше врагов, тем лучше актер. Плучек посадил меня в театральную тюрьму. Ни одной новой работы за пятнадцать лет! — Чем Плучек мотивирует подобное отношение к вам? — А ничем. Ни за что называет меня антисемитом, снимает с репертуара мои постановки: "Бочка меда", "Тряпичная кукла". И постоянно мне говорит: "Кто ты такой, чтобы ставить спектакли?" По-моему, он принципиально не хочет создавать себе учеников. У него нет смены, которую должен взращивать режиссер! Молодежь нужно смешивать с Аросевой, Ширвиндтом, и только тогда они будут расти. Театр начинает падать. Не только я, но и другие знаменитые, народные артисты сидят и ничего не делают. — Вы никогда не думали о том, чтобы поменять театр? — Нет, я моногамный человек, ничего менять не люблю. Сожалею только об одном: когда-то Марк Захаров, которого я прекрасно понимал как режиссера, звал меня в "Ленком", а я не пошел. С моей стороны это было предательством — тогда он только начинал, ему было трудно. — Но сейчас вы все-таки репетируете в спектакле "Город миллионеров"... — Главная заслуга в том, что Плучек разрешил ставить спектакль, Ольги Аросевой. Пока парадом командует режиссер Макеев. О нем ничего сказать не могу — плохо его знаю. Надеюсь, что ему удастся придать пьесе новое, интересное решение. — Насколько мне известно, ваша дочь тоже пошла по театральной стезе? — Да, с младенчества я водил Карину к себе в театр на детские спектакли — "Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок". Когда я ее спрашивал, что больше всего нравится в театре, она отвечала: "Аплодисменты и поклон". Потом с четырех лет она играла в спектаклях "Бег", "Роковая ошибка". Карина очень талантливая девочка, сейчас учится в Щепкинском училище и стажируется в Малом театре. Большие сложности начнутся, когда перед ней встанет выбор театра и худрука. — Что вы собираетесь делать после закрытия сезона? — Сложно сказать, что день грядущий нам готовит. Всегда может случиться что-нибудь неожиданное. Отпуск? Отдыхать не люблю и не вижу смысла. Как я понимаю, я должен ничего не делать. А зачем? Если ехать на дачу, то там нужно работать. К тому же помимо грядок до недавнего времени у меня были проблемы с этой самой дачей. Она сгорела дотла. — Как это произошло? — Один мой друг поссорился с семьей и попросился пожить у меня на даче. Поселился, стал водить девочек. Однажды что-то они не поделили, и в отместку за это девочки подожгли дом. Суд тянулся два года, а потом я махнул рукой. За это время я выстроил новый дом. — Правда, что вы зарабатывали деньги на постройку дачи, торгуя в палатке? — Правда. Загримировался и работал. Продавал продукты, водку. Заработал по тем деньгам миллионов десять. Потом надоело. А что здесь постыдного? Одними бенефисами сыт не будешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру