КОГО ЗАМАЗАЛ ХУДОЖНИК ЛЕВИЦКИЙ?

30 ноября 1999 в 00:00, просмотров: 338

Вчера Третьяковская галерея представила публике свои приобретения за 1998-99 годы. Именно этот период объявлен галереей как "год братьев Третьяковых", и, как оказалось перед его финишем, он стал для Третьяковки весьма плодотворным. Десять шедевров приобрела галерея за этот срок. Естественно, она никогда не смогла бы этого сделать, если бы не меценаты. За каждой работой — долгие месяцы и годы поисков, буквально охоты, переговоров с владельцами и теми, кто мог дать деньги на покупку произведения ввиду отсутствия таковых у государства. И, естественно, каждый из шедевров имеет свою собственную историю. На этот раз Третьяковка оказалась обладателем двух икон, приобретенных у частных коллекционеров на средства КБ "Ситибанк Т/О Москва". Одна из них — икона Николая Чудотворца, написанная безымянным автором на рубеже XVII—XVIII веков, другая — редчайшая Богоматерь Шуйская начала XVIII века. Музейных экземпляров этой иконы насчитываются буквально единицы, но эта интересна еще и тем, что на обороте указана точная дата написания и места, где она находилась. Картину Маковского "Цветущий миндаль. Севастополь" и "Иллюминацию Московского Кремля" Василия Сурикова купила у прямых наследников для Третьяковки компания "Бритиш Америкэн Тобакко Россия", которая уже давно сотрудничает с галереей. Особенно интересен Суриков: таким его творчество публика еще не видела. Художник изобразил Кремль, украшенный по случаю коронации императора Александра III, — весь в огнях, яркий, броский. Две совершенно замечательные работы получила Третьяковка с помощью "Сургутнефтегаза". Музейщики просто счастливы, что наконец их экспозиция пополнилась одним из лучших произведений Зинаиды Серебряковой "Спящая Галя" (начало 1900-х годов). А с другим произведением и вовсе происходили драматические события. Речь идет о портрете А.В.Храповицкого кисти замечательного русского портретиста Левицкого. Дело в том, что практически все произведения этого художника находятся в музейных собраниях, и единственный источник — это зарубежные частные собрания. И вот когда стало известно, что во Франции, в парижском собрании Александра Попова, есть Левицкий, да еще и портрет человека, бывшего в течение 11 лет статс-секретарем Екатерины II, естественным было желание Третьяковки этот портрет приобрести. Пока велись переговоры со спонсором, наступил злосчастный прошлогодний август. Наступали на пятки конкуренты. И все-таки нефтяники поняли музейщиков и, несмотря ни на что, купили эту картину. Самое интересное, что в Русском музее есть еще один портрет Храповицкого кисти того же художника. Оба — подлинники, и оба написаны поверх портретов кого-то еще. Так что, вполне возможно, нас в будущем ждут открытия. Конечно, нельзя не отметить и два приобретения для Третьяковки инвестиционной фирмой "ОЛМА". Это один из поздних шедевров того же Сурикова "В Крыму", до сих пор хранившийся у потомков художника, и уникальная старообрядческая рукописная книга первой половины XVIII века "Апокалипсис лицевой" — находка для специалистов по древнерусскому искусству. Презентация новых поступлений в Третьяковке еще раз доказывает прописную истину, что музеям давно пора отказаться от бесцельного ожидания государственных денег, а вплотную и целенаправленно работать со спонсорами. Впрочем, галерея смогла кое-что приобрести и на собственные средства. На выставке представлена редкая акварель П.Федотова "Переправа вброд на маневрах", что при немногочисленном творческом наследии художника, несомненно, большая удача, а также редкосюжетная подписная старообрядческая "Икона Многочастная".



Партнеры