МИЛЛИАРДНАЯ ДЫРА

30 ноября 1999 в 00:00, просмотров: 577

Предвыборная кампания наложила глубокий отпечаток на поведение народных избранников: даже третье чтение бюджета на 2000 год, во время которого происходит распределение средств по отдельным и очень конкретным статьям расходов, прошло вчера в Думе на редкость вяло, без особых эмоций. А ведь обычно эмоции били через край, и депутатам было не лень биться за свои заводики, области, города и отрасли буквально сутками. Ведь от того, сумеет ли данный избранник принести в зубах в свой округ выбитые в ожесточенной схватке с коллегами средства, во многом зависела его дальнейшая судьба... Нет, поправок депутаты к третьему чтению подали больше двух тысяч. И аппетиты у авторов поправок были неслабые. Все предложения вместе тянули на 530 млрд. рублей, реально же делить и переделивать можно было лишь 2 с небольшим. Поэтому, как и следовало ожидать, значительная часть поправок была отклонена еще во время подготовки проекта бюджета к обсуждению в зале заседаний. Естественно, депутаты, чьи пожелания учтены не были, никак не могли в это поверить, они называли отклонение их поправки "недоразумением" и предлагали коллегам пересмотреть безжалостное решение прямо сейчас, немедленно. Больше всего споров, как обычно, вызвали два раздела расходной части бюджета: инвестиционная программа и финансовая поддержка регионов. В инвестиционной программе речь идет как раз о тех самых конкретных заводах и заводиках, а в фонде финансовой поддержки регионов кровно заинтересованы главы субъектов Федерации. Кстати, среди регионов был особо выделен пострадавший от вторжения боевиков из Чечни Дагестан: скрепя сердце депутаты согласились направить туда дополнительно 1% от подоходного налога плюс еще 350 млн. рублей — таким образом, всего Дагестан получит около 2 миллиардов. Но самое любопытное — это не то, как депутаты делили деньги. Самое любопытное, что обсуждение этой животрепещущей проблемы происходило на следующий день после заявления руководства МВФ о том, что кредитов Россия не получит, пока не прекратит боевые действия в Чечне. В бюджете, который депутаты делили, заложено примерно 4 миллиарда кредитов МВФ и около 2 миллиардов — кредитов Мирового Банка и правительства Японии, причем все прекрасно понимают, что получение этих 2 миллиардов полностью зависит от договоренностей с МВФ. Итак, если кредитов не будет — в бюджете образуется дыра в 6 млрд. долларов. Никаких серьезных вариантов насчет способов заткнуть эту дыру депутаты предложить не смогли. Самый реальный из всех, что обсуждался в кулуарах Думы, — эмиссия. Самый несерьезный — предложенная частью коммунистов "деприватизация предприятий топливно-энергетического комплекса". В общем, голову себе неприятностями с МВФ Государственная Дума пока не забивает — депутатов настроили на то, что они должны принять бюджет, они и принимают. Что же касается его исполнения — пусть болит голова у правительства и следующего состава Государственной Думы. Между прочим, даже если не считать неприятностей, связанных с кредитами МВФ, принимаемый бюджет вызывает очень много вопросов у специалистов. В частности, председатель Комитета по бюджету Александр Жуков, весь день простоявший вчера на трибуне и объяснявший коллегам, что можно, а что совсем нельзя, полагает: в следующем году непременно встанет вопрос о пересмотре основных показателей бюджета, то есть доходов, расходов и дефицита, так как доходы в проекте записаны явно завышенные.



Партнеры