АЙГИ НАШЕЛ СВОЕ “СЧАСТЬЕ” В “БЕЛЫХ СТОЛБАХ”

Открытие традиционного зимнего фестиваля архивного кино "Белые Столбы-2000" на этот раз совпало с резким похолоданием. Но жуткий мороз не помешал тому, чтобы на торжественной церемонии в этот известный на весь мир поселок, расположенный за 52 километра от Москвы, собралось столько народу, что кинозал оказался забит под завязку. Публика жаждала "Счастья" классика-режиссера Александра Медведкина, которое должно было охватить народ под звуки живой музыки в исполнении оркестра молодого, но уже известного композитора Алексея Айги. И "Счастье" состоялось и проняло. Наше "Счастье" — картина из самых любимых передовыми критиками во всем мире, а Александр Медведкин — номер один из наших режиссеров в их киносправочниках. То, что сейчас очень модно в мире — показ немого фильма, когда в роли тапера целый оркестр, — только-только еще начало доходить до нашего отечества. Но при этом Айги сразу пошел дальше: если иностранцы предпочитают исполнять классический репертуар или джазовые импровизации, то он играет только свою музыку, хотя и использует цитаты и настроения из известных произведений. Айги запомнился широкой публике своими работами в фильмах "Страна глухих" Тодоровского-младшего и "Ретро втроем" Тодоровского-старшего, хотя "Счастье" — уже не первый его эксперимент с немым кино. По заказу Немецкого культурного центра имени Гете он написал музыку к картинам из золотого фонда немецкого кинематографа: "Кукле" Эрнста Любича и "Метрополису" Фрица Ланга. И еще до "Счастья" по заказу Госфильмофонда России и ОРТ он озвучил классическую немую советскую картину "Дом на Трубной", которая сначала была показана в кинотеатре "Иллюзион", а потом и на телевидении. О чем же, собственно, "Счастье" Медведкина? "О горемычном стяжателе Хмыре", как сказано во вступительных титрах. И "посвящается последнему колхозному лодырю". Фильм, при том, что он должен был стать агиткой, таковой все же не получился и даже был запрещен к показу как идеологически вредный. На самом деле фильм смешной и тонкий одновременно. Наполнен столькими интересными ходами и решениями, что берут (или "дерут"?) из него до сих пор как отечественные, так и иностранные кинематографисты. А, кстати, выпущен он был аж в 1934 году. Как сказал Владимир Дмитриев — творческий дух фестиваля, который насыщает каждый раз программу "Белых Столбов": — Раньше к нам в Госфильмофонд ездило столько режиссеров — Михаил Ромм, Роман Кармен, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, — и все они были частыми гостями. Они изучали то, что делали предшественники, впитывали накопленное до них и выпускали хорошие картины. Ныне молодые не ездят, а потому и делают плохое кино. Это поколение, выросшее на видео, с детства не знающее, что такое широкий экран. Да, и на этот раз на фестивале "Белые Столбы", который приготовил еще немало сюрпризов, что-то не было видно как раз представителей упомянутого Владимиром Дмитриевым поколения. Зато приехали Марлен Хуциев, Станислав Ростоцкий, Иван Дыховичный. А те, кто сидел у телевизора, так у него и останутся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру