БЕССМЕРТИЕ СЫГРАЛО В ЯЩИК

Вера человечества в то, что ученые когда-нибудь выведут формулу вечной молодости или создадут пилюлю бессмертия, неистребима. Средства массовой информации не дают этой вере загнуться, периодически выплескивая на страницы газет и экраны ТВ жизнеутверждающие сообщения. То ген долголетия обнаруживается, то ген старения кому-то удалось обуздать... Информационные пилюли из этой серии вводят людей в состояние транса. Сомнений обычно не возникает. Ведь легче всего поверить в то, во что ужасно хочется верить... Не так давно была опубликована в прямом смысле слова потрясающая новость. Американский ученый Майкл Роуз обнаружил генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени. Это открытие открывает путь к многократному продлению человеческой жизни. Выходит, мы стоим на пороге бессмертия?.. Мы попросили прокомментировать это научное открытие директора НИИ геронтологии (старения), доктора меднаук, профессора, академика РАМН Владимира Николаевича ШАБАЛИНА. — Владимир Николаевич, как российские ученые относятся к опытам Майкла Роуза? — Лично мне о них ничего не известно. Возможно, какие-то опыты проводились. Но скорее всего СМИ решили придать их результатам сенсационную окраску. Человечество с момента своего возникновения мечтает о продлении жизни. Поэтому люди легко поддаются на такого рода обнадеживающие сообщения. Возьмите, к примеру, утверждение: обнаружен генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени. Тот факт, что клетки живого организма могут обновляться бесконечно долгое время, давно известен. Примером может служить раковая клетка. Даже есть крылатое выражение, что раковая клетка продала душу дьяволу и за это получила бессмертие. Так что сама клетка получить "вечную жизнь" может. Но это не означает, что мы подошли к решению вопроса о бессмертии организма человека. Клетка и организм — категории совершенно разного уровня. А что такое смерть организма в процессе развития вида? Это необходимость. Не будет смерти индивида — не будет развиваться и вид. Эволюция остановится. Мы зафиксируемся на каком-нибудь определенном уровне. Но это ведь тоже смерть, хотя и не физиологическая. Физиологическая же смерть заложена в самой генетической программе человека. Эта программа — очень сложный механизм, где каждый ген, с одной стороны, связан с другими и в то же время автономен, то есть работает по индивидуальной программе. Если бы продолжительность человеческой жизни определял только один какой-то ген — было бы проще достичь бессмертия. Но дело-то в том, что в этом процессе принимает участие не один и не два, а все существующие десять тысяч генов. И каждый ген по-своему определяет количество лет, отпущенных организму. Поэтому найти какой-нибудь один управляющий ген — например, ген старения или ген смерти — невозможно. — Владимир Николаевич, а может ли эволюция в результате научных открытий пойти другим путем? И это поможет продлить человеку жизнь? — Все может быть. Сначала у нас была химическая эволюция, потом — биологическая, а сейчас мы входим в сферу интеллектуальной эволюции. Биологическая эволюция дала мыслящую материю. Это ее основная заслуга. А мыслящая материя уже вносит свои коррективы в ту генетическую программу, которая является основой биологической эволюции. Кстати, за последние столетия продолжительность жизни значительно выросла. Понимаете? Мы благодаря научной мысли уже продлили человеку жизнь. — Но это всего 70—75 лет, а в России продолжительность жизни и того меньше. А будут когда-нибудь люди жить по триста-четыреста лет?.. — Я не вижу в этом смысла. Если будет замедляться процесс старения — будет замедляться и обмен веществ в организме. Замедлится реакция. Вместо двух минут человек будут читать страницу десять минут... И так далее. В принципе можно и остановить процесс старения, и обеспечить человеку бесконечно долгое существование. Еще Резерфорд в начале века говорил, что теоретически человека можно передать и по телеграфу. Но как это осуществить на практике? Это неимоверно сложная проблема. Вот так же обстоит дело и с вечной мечтой человечества — обретением бессмертия. Теоретически предположить это возможно, а осуществить практически никому не под силу.