ПО КОМ СТУЧАТ КОЛЕСА?

28 февраля 2000 в 00:00, просмотров: 263

Где легче совершить преступление? "Там, где легче скрыться, замести следы", — ответит, наверное, каждый. "В пригородной электричке!" — конкретно скажет пассажир этого вида транспорта. И это сущая правда. Почти две тысячи преступлений зарегистрировано на Московской железной дороге за прошедший год. Пока большая часть вечерних поездов курсирует без милицейского сопровождения, кривая преступлений ползет вверх. За прошлый год — на 12,4 процента. Наиболее опасны вечерние электрички, отправляющиеся с Курского — 216 зарегистрированных преступлений (92 — в 1998 г.), Казанского — 172 (128) и Савеловского вокзалов — 134 (98). В них и решил прокатиться корреспондент "МК" вместе с сотрудниками транспортной милиции. — Так, не распивать, не курить, бутылками не швыряться... — старший наряда Александр начинает профилактику с хвостового вагона вечерней рязанской электрички. — Тихая публика,— говорит напарник Михаил о бомжах в ночлежке на колесах. — Выпьют, закусят, поспят... Пять часов туда, пять обратно. И на "работу". Следующие вагоны "классом" повыше. Успевшие принять на грудь коммерсанты расслабляются в обнимку с тюками. Двое пьяных подпирают дверь вагона и душевно беседуют. Наряд должен пройти по поезду четыре раза. Так прописало МУВДТ — управление транспортной милиции. "Наша" электричка — еще ничего. По словам патрульных, настоящий рай для алкашей — черустинская в 17.17 и шатурские в 17.32 и в 18.28. В них с работы возвращаются целыми деревнями (человек по 150 от каждой). Питейный марафон проходит с третьего по шестой вагон, и ближе к Гжели он в самом разгаре. Бутылки летают, дым коромыслом. От контролеров здесь не бегают — все ж без билета. А вот ревизоры обегают вагоны на станциях. Инструкция предусматривает сквозное сопровождение электричек. Но милиционеров не хватает, и поезда расписываются по стационарным отделениям милиции (на Рязанском направлении их пять, на Савеловском — три). Так, московская бригада сопровождает поезд до Люберец или Раменского. Люберецкая — до Гжели. Следующий участок начинается с Куровской. Минут на тридцать поезд уходит из поля зрения милиции. Выходим в Раменском. Местных коллег на станции не наблюдается, поезд дальше идет без сопровождения. Впереди у него беспокойная ночь. А у нас — обратная дорога. Последняя электричка в Москву тащится со всеми остановками... — Пьяный — потенциальный пострадавший, — говорит Михаил, пока старший устанавливает личность подсевшего к подвыпившему гражданину попутчика. — Утром проснется в парке отстоя — ни шапки, ни денег, ни документов. И ничего не помнит. Недавно полковник из Генштаба к нам приходил. Но заявление, что его ограбили, писать не стал. Стыдно. Справочку о потерянных документах попросил. Попутчика тестируют — знает ли имя пьяного господина и как давно с ним знаком. Тест он не проходит, и разбираться с ним будут в местном ЛОВД. Количество краж чужого имущества на МЖД возросло в 1999 году на 20,5 процента — 3255 (против 2735), групповых преступлений — на 9 процентов. — "Попутчики" все чаще бригадами работают, — говорит Александр. — Помню, случай был, мужчина стоп-кран сорвал, двери открыть пытался. Оказалось, "попутчик" у него шапку с головы сорвал, выпрыгнул на платформу и в машину к компаньону заскочил. Мы ни номер, ни цвет не разобрали. Темно было. А через несколько станций булыжник стекло вагона пробил — и ему в голову... Не повезло мужику в тот вечер. Лучше бы дома сидел. Примерные координаты "огневых точек" передаются по рации в ближайшее отделение. С вандалами пытаются бороться. Кое-что получается. За 1999 год на МЖД, по оперативной информации с колес, накрыли десятки "банд" малолеток и задержали 501 камнеметателя. В лидеры по "артобстрелам" вышло Павелецкое направление — 145 налетов. На Рязанском направлении — 102 обстрела в основном на перегонах Перово — Люберцы и Плющево — Вешняки. Несовершеннолетние совершили 597 преступлений (в 1998 г. — 512). В Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) ГУВД Москвы направлено 1700 местных и иногородних "детишек". Электричка приближается к Москве. Подбираем двух пьяных — "для плана". — Куда теперь? — интересуюсь, когда мы ступаем на столичный перрон. — Пьяные — в вытрезвитель, задержанный — в дежурку, а мы — электрички в отстое проверим на всякий случай и по домам... ...22-летняя Наташа в ночь на 4 февраля задержалась на дне рождения у подруги и опоздала на последнюю электричку до Раменского. Интернациональная компания (дагестанец, чуваш и украинец) помогла "скоротать" время — затащила ее на десятый путь Казанского вокзала в "спящую" в отстое электричку, где и оттянулась по полной программе. Заметив приближающихся к вагону милиционеров, троица под девичьи всхлипывания вышла на перрон перекурить, где и была задержана. На языке оперативников такое задержание называется инициативным: в вагон заглянули, девушку опросили, а ведь могли и мимо пройти. — Завтра утром сменюсь, а вечером опять на смену, — говорит старший нового наряда. — Жена ругается: "Ставь раскладушку в дежурке и живи там". Работа у транспортной милиции на самом деле не сахар. Постоянно в усиленном режиме. Зарплата около тысячи. Не считая лужковской дотации в 100 рублей, доплаты за ночные дежурства, усиление, работу в выходные и праздники, никаких квартальных-премиальных милиционеры не получают. Заходим в вагон с отрядом спецназначения (ОСНом). Вот вам и усиление. — Мы билеты проверяем, за курение штрафануть можем, — говорит один из стрелков — так официально называются члены отряда, хотя оружия, кроме дубинки, им не положено. — Дорогу охраняем. Ее же по частям разбирают. Недавно отличился мужик, утащивший... 46 деревянных шпал на Курском направлении. Но особо популярны медные дроссельные перемычки, которые спиливают с путей ножовкой по металлу. За килограмм меди в пунктах по приему цветных металлов платят до тысячи рублей. Часто "злоумышленников" задерживают в районе разветвлений путей, в районе станций Марк, Кимры... Пока стрелки "отстреливают зайцев", мы до Железнодорожной успеваем изобличить обкуренных наркоманов и расстроить молодую пару, объяснив, что на этой электричке до Химок они вряд ли доедут. В общем, рутинная работа. Но в электричках бывает страшно даже самим милиционерам. — Беспокойный участок ближе к Купавне, — вглядывается вдаль старший в ожидании обратной электрички на станции Железнодорожная. — С нашими ребятами там часто что-нибудь случается. То в потасовку ввяжутся, то бутылкой по голове получат, а бывает, что и на нож наткнутся. Мой приятель как двух зубов в электричке в Купавне лишился, только на вокзале теперь дежурит. Милиционеров в электричках бьют не хуже, чем "мирных" граждан — за прошлый год зарегистрировано 64 случая нападения во время несения службы. В обратной пустой электричке к нам, слава богу, никто не пристает, и мы с целыми зубами добираемся до Москвы. — На сегодня все, — говорит встречающее нас начальство. — У нас на вокзале дел хватает... На все Рязанское направление вечером выделяются две-три бригады сопровождения, на Южное — в лучшем случае одна, и то, как правило, до Железнодорожной и через день. На других ситуация примерно такая же. "Вся проблема в численности личного состава, — считает замначальника МУВДТ Владимир Зубарев. — Чтобы мы могли охранять все поезда, штат милиции на Московской железной дороге необходимо увеличить в три с половиной раза. Может, в какой-то степени и за счет бюджета области. Большинство пассажиров-то — подмосковные". Совместный приказ МПС и МВД о содержании за счет Московской железной дороги тысячи сотрудников милиции для сопровождения поездов не выполняется. Пока милиция способна взять под охрану до 30 процентов пригородных электричек. Большая же часть криминогенных поездов остается открытыми. А штат железнодорожных милиционеров продолжает сокращаться... Вывод для законопослушных пассажиров электричек неутешительный. Пригородные поезда будут все больше превращаться в притон для алкашей и наркоманов, клуб любителей легкой наживы, школу пожарного мастерства и выживания в экстремальных условиях. Нам это надо? Впрочем, у жертв не спрашивают. Благодарим начальника отдела транспортной прокуратуры Андрея Шолковского за помощь в подготовке материала.



Партнеры