АУЛЫ, ПОЛНЫЕ СОКРОВИЩ!

1 марта 2000 в 00:00, просмотров: 633

Сейчас, когда большая часть населения страны думает, что единственным достоянием кавказского региона являются гранатометы и "калашниковы", уникальная выставка, открывшаяся в Государственном историческом музее, убедительно это опровергает. На третьем этаже Государственного исторического музея раскинулся древний аул. Это не сюрреалистическая картина, а уникальная экспозиция "Народы Дагестана. Быт и ремесла". На открытии ее представили: председатель Госсовета Республики Дагестан Магомед-Али Магомедов, министр Российской Федерации Рамазан Абдулатипов, министр культуры России Михаил Швыдкой, министр культуры Дагестана Наида Абдулгамидова и директор Исторического музея Александр Шкурко. Может быть, такой "десант" высокопоставленных лиц понадобился для того, чтобы привлечь внимание публики, реагирующей только на политические сводки, к тому, что на Кавказе есть культура. Практически никто из обычной московской публики не знает о том, что Дагестан - это уникальный этнокультурный архипелаг, объединяющий на территории в 50 с небольшим тысяч квадратных километров народы 33 национальностей, говорящих более чем на 100 языках, и "являющийся вместе с тем частью обширной цивилизации, имя которой - Кавказ, - говорит министр культуры Дагестана Наида Абдулгамидова. - У нас что ни село, то характерные для него виды ремесел, разновидности костюмов, особенности вокальной и хореографической культуры, обрядов, традиций и обычаев". Выставка как нельзя лучше доказывает это, представив почти все виды национальной одежды, предметы быта и разнообразных ремесел, ранее никогда не демонстрировавшиеся в столице в таком количестве и концептуальной цельности. Мало кто сейчас помнит о таком легендарном дагестанском "городе мастеров", каковым является аул Кубачи. Изделия его ювелиров запросто могли украсить музеи Лувра. Считалось, что в ювелирном деле кубачинские мастера опережали еще со времени средневековья такие легендарные культурные центры, как Персия или Анатолия. Женщины аула издавна ткали превосходное сукно, паласы, вязали разноцветные носки, вышивали золотыми нитями по шелку и бархату. В селе Унцукуль в основном работали по камню, аул Балхар славился гончарным делом. В Сутбуке резали по камню. А кое-что считается безвозвратно утерянным, например, секреты кайтагской вышивки. Наверное, главный смысл выставки в предупреждении - уникальные секреты теряются и забываются - надо хранить то, что осталось! Тем более что это наши ценности!





Партнеры