ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

1 октября 1999 года вступило в действие Постановление Правительства №601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок". Постановление, которое вызвало бурю эмоций и заявлений о нарушении прав потребителей... О чем идет речь? В соответствии с этим документом вся аудио-, видео- и компьютерная техника должна маркироваться специальным знаком соответствия и т.н. учетной маркой. Знак соответствия наносится на товар всего один раз — производителем, импортером или продавцом. А учетная марка наклеивается каждый раз при переходе товара из рук в руки: от импортера к крупному оптовику, от крупного оптовика к мелкому, от мелкого к розничному торговцу и т.д. До потребителя такой товар доходит обклеенным 5—6 марками. При этом за отсутствие марок государство грозит весьма жесткими санкциями. За продажу или даже приобретение с целью продажи немаркированных товаров в особо крупном размере могут посадить на срок от 2 до 6 лет. К сведению: "особо крупный размер" — это от 500 минимальных зарплат, т.е. чуть меньше 1500 долларов. Для чего были введены эти жесткие меры? Цель, как водится, была более чем благая. Это — защита потребителей от некачественных товаров и пополнение доходной части госбюджета. А вот исполнение... Для того чтобы на рынок не поступала опасная продукция, в России действует система обязательной сертификации. Насколько она эффективна — вопрос отдельный. Существует множество способов получения сертификата на, скажем мягко, сомнительные товары. Может быть, новая система должна была заменить старую и неэффективную сертификацию? Ничуть не бывало. Именно предоставление копии сертификата и служит основанием для продажи марок и знаков соответствия. Более того, предъявив один раз сертификат, далее вы можете закупить марок "по потребности". И на какой товар они реально клеятся — на монитор SONY или компьютерную мышку непонятного происхождения, никто проверить все равно не сможет. Так что потребителей эта система явно не защищает. Теперь — о цене марки. Если в июне ее стоимость составляла 5,5 цента, то сегодня — уже 20,4 цента. Вообще-то в соответствии с постановлением стоимость марок должна определяться Госстандартом совместно с Минфином. Однако никакого нормативного документа, определяющего механизм принятия решений, нам обнаружить не удалось. То есть фактически розничная цена марки устанавливается... ее продавцом. За сколько хочу, за столько и продаю... Ну и что же мы получили в результате появления системы обязательного маркирования? Вещь в новой российской истории еще неведомую: частную систему налогообложения. Потому что с экономической точки зрения плата за знак соответствия и учетную марку — это разновидность косвенного налога. Вот только если "нормальные" налоги идут в бюджет, то деньги за марки — в частный карман. И не стоит забывать, что компьютеры и видеотехника — это только товары из первой очереди. За ней запросто может последовать вторая, пятая и т.д. Вполне возможно, что скоро мы получим марки, например, на минеральную воду, чай, шоколад... Понятно, что в этом прямо заинтересованы производители и продавцы марок. А мы? А мы — как обычно...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру