ДЕТИ ПОД ЦЕНЗУРОЙ

6 апреля 2000 в 00:00, просмотров: 231

Полтора месяца назад "Тинэйджер" объявил конкурс на самую лучшую школьную газету. Оказалось, что газетное творчество в московских школах и сейчас явление не такое уж редкое, причем в отличие от прежних стенгазет, которые приклеивали к школьной стене в основном по поводу очередного праздника, нынешнее разнообразие форм школьных СМИ не может не радовать. Технический прогресс — поди ж ты! В школах уже появились настоящие, пусть "отксеренные", газетки и даже журналы со своими тиражами, их компьютерные версии и т.д. И "Тину" пришлось изрядно помучиться, выбирая победителя из нескольких десятков кандидатов. Завуча бояться — в школу не ходить Первая и самая, пожалуй, неприятная особенность работы школьного корреспондента — это постоянная цензура. Со свободой слова в учебных заведениях до сих пор дела обстоят неважно. Ознакомившись с вашими творениями, мы поняли: практически за каждой строчкой школьно-журналистского творчества стоит завуч или учитель, пустивший это произведение в печать. Случаи успешного игнорирования учителя-цензора единичны, настоящего подпольного "самиздата" нам вообще на глаза не попалось. В своем корректорском запале учитель становится похож на прапорщика с диагнозом "копаем от забора до обеда", порой забывая о том, что писатель, тем более молодой, натура весьма ранимая. Вот какую историю поведал "Тину" один из юных авторов — ученик 11-го класса школы с углубленным изучением иностранных языков, расположенной в центре столицы. "По литературе задали написать творческое сочинение по "Войне и миру". Лучшие должны были попасть в школьную газету, а авторам был обещан зачет "автоматом". С одной стороны, выразить свое впечатление обычным сочинением мне показалось недостаточным, с другой — захотелось выпендриться. То, что у меня получилось, я скромно назвал "Пятый том". Может быть, всему написанному было далеко до звания шедевра, но и халтурой или плагиатом это назвать было нельзя. Я не стал "воскрешать" тех героев, которые по воле автора отошли в мир иной, героически сражаясь за родину. Просто постарался себе представить последующую жизнь всех остальных. Если честно, до сих пор не понимаю, почему мой "Пятый том" вызвал такую бурно-неадекватную реакцию учителя литературы. Все последующие события были похожи на травлю. Вместо зачета мне пришлось сдавать экзамен, на котором меня успешно завалили. Я уж не говорю о том, что мое "сочинение" не попало на страницы стенгазеты, на ее страницах была напечатана такая рецензия, что у некоторых волосы встали дыбом". Такие столкновения мнений случаются почти в любой школьной редакции. Вечная тема О чем пишут в школьных газетах? Основная тема, к сожалению, местечковый официоз. Если намечается какой-либо юбилей, весь номер будет ему и посвящен, не дай бог кто-то выбьется из плана и напишет что-то свое. В гимназии им. Пушкина "Тину" рассказали историю создания одного из номеров местной газеты: "Ко дню рождения нашего директора начали готовиться за два месяца. Тема была одна: "60 лет не возраст". Было написано море хвалебных песен, заметок, статей и поздравлений. Вся газета пестрела цветочками и открытками, воспоминаниями из школьной жизни, благодарностями и пожеланиями. Но ни слова о том, что накануне этого праздника одна из наших учениц покончила жизнь самоубийством (по уверению одноклассников, из-за годовой двойки по математике). Решили не портить праздник..." Война в Чечне — тема избитая, но актуальная. О ней не написали только ленивые. Даже в школьных газетах эта проблема выдвинута на первую полосу. Присутствуют и чисто школьные проблемы. Например, столовые. Благо повар не входит в руководящий состав, на который распространяется неприкосновенность. Все материалы, посвященные столовой теме, можно свести к одной фразе: "Товарищи, тиграм в клетках недокладывают мяса!!!" В не столь отдаленные времена в школьных газетах существовала практика публичного раскрывания "особо тяжких преступлений". Пионеры пропустили собрание октябрят, не сделали скворечники и не покрасили забор. Все нарушители после этого красовались в "черном" списке на страницах стенгазеты. Такие разоблачения продолжают практиковать и сейчас. Несколько вырезок: "Порой идешь по коридору, и твой слух улавливает далеко не литературные выражения, а подростково-уличный сленг. Отдельные наши учащиеся, а именно ... , могут себе позволить и с учителем, как со своим ровесником, поговорить на таком жаргоне". "Как вам эти клубы дыма в школьном туалете? "Курилка", да и только! А знаете, где находится "дамская" курительная комната? В физкультурной раздевалке для девочек!" "Знаете, где прогуливают уроки ученики нашего класса: ...?" На месте многоточия были перечислены фамилии провинившихся, но в очередной раз подвергать их имена огласке не стоит. Кстати, курение и прогулы не единственные моменты, на которых успешно попадаются школьники. Порой внешний вид ученика может стать темой разоблачения: "В школу ... пришла в неподобающем для девочки пятого класса виде. Из-под вязаного свитера едва можно было различить не то юбку, не то шорты. Своей вызывающей одеждой... просто развращает мальчиков". Вот такие у нас девочки. Любовь на показ Первая любовь случается в жизни человека, как правило, в школе. Кажется, что прекрасней постоянно краснеющего и заикающегося соседа по парте никого нет. Заметки в школьную газету, написанные под впечатлением романтического свидания, излучают какую-то свою энергию: школьники пишут про любовь не только накануне Дня св. Валентина, но и просто оттого, что это чувство их задело. Из классной переписки, опубликованной с разрешения авторов: "Зайчик мой ненаглядный, я люблю тебя очень сильно, даже больше, чем себя. Мне грустно оттого, что тебя нет рядом. Когда ты на меня смотришь, мне хочется раствориться в твоих голубых глазах. Я люблю тебя". Ответ: "Здравствуй, пупсик! Я тоже очень по тебе скучаю. Люблю и жду того момента, когда закончится время расставаний и мы будем вместе". Но не только любовные переживания интересуют подрастающее поколение. В одной из газет встретилось очень любопытное исследование. 100 ученикам выпускных классов был задан вопрос: "Какая тема актуальнее всего именно для молодежи?" Усталость от школьный занятий — проблема для 82% юношей и 81% девушек. На втором месте плохие оценки — недовольны успеваемостью более 60% процентов представителей обоих полов. Недостаток времени для уроков и домашних заданий — 64% молодых людей и 72% барышень. Конфликты с учителями — 45% мальчиков и 30% девушек. Недостаток денег гложет 55% юношей и 66% девушек, также они переживают из-за невозможности эти материальные средства заработать. Возвращаясь к теме любви неразделенной. Одиночество беспокоит 32% девушек и 15% молодых людей. 45% старшеклассников и 40% старшеклассниц с радостью поговорили бы на тему выпивки. Курение тоже оказалось проблемой для 29% мальчиков и 30% девочек. Подводя итоги нашего конкурса, мы руководствовались профессиональными законами жанра. "Тин" принимал во внимание прежде всего оригинальность и актуальность газетных материалов, независимость суждения авторов. В номинации "Правда-матка" победила газета школы №1159 "Первый блин". Именно в ней наиболее ярко изображены школьные проблемы. Обсуждаются темы, интересные в первую очередь ученикам, а потом уже всем остальным. Настоящая школьная газета, без комментариев. В номинации "Подсмотри, подслушай" в лидеры вырвалась газета школы №775 "775 вестей". Лидеры по разоблачениям и кляузам. И, наконец, в номинации "Шайбу! Шайбу" победила газета гимназии №1513 "ГОЛ!". Просто единственная и потому весьма самобытная спортивная школьная газета. Победителей просим связаться с "Тинэйджером" по тел. 256-92-22.



    Партнеры