ЧЕРТ И НАЛОГИ

29 мая 2000 в 00:00, просмотров: 484

Когда вы покупаете новый автомобиль, вы покупаете именно машину, а не по отдельности взятые двигатель, кузов или колеса. Ведь если на отслужившее свой век авто поставить суперсовременный мотор, оно не поедет со скоростью "Формулы-1", а лишь будет бессмысленно жрать бензин. Не спасут и новые колеса... Правительство, предложившее свой вариант налоговой реформы, пытается поставить новый фискальный мотор на старую налоговую развалюху. Причем почему-то считается, что после этого наша экономика рванет с места... В чем правительство право — так это в том, что после такой реформы обязательно что-нибудь рванет. Потому что все это называется миной замедленного действия, которая взорвет цены. Правительство спешит выполнять предвыборные обещания президента, который посулил снизить налоги с производителей и граждан. И спешит так, что порой кажется, будто это не принятие жизненно важных для государства и граждан решений, а соревнования ограниченного контингента сумасшедшего дома: поправки сейчас пишутся чуть ли не на рваных клочках бумаги и манжетах! Время действительно поджимает: бюджет-2001 должен быть сверстан с учетом уже новых налогов. Но не проще ли было, к примеру, укоротив летние отпуска депутатам и чиновникам, спокойно к осени приготовить и нормальный бюджет, и сбалансированную налоговую реформу? Тем более что раньше ноября бюджет в Думу все равно не поступит... Изначально идея реформы состояла в том, чтобы в течение 3—5 лет существенно уменьшить налоговую нагрузку и на граждан, и на предприятия. Причем сначала предполагалось снять с предприятий не налог с оборота, который собирается лучше всего, а налог с прибыли, который платится в лучшем случае на треть. Также планировалось уменьшать НДС, который тормозит развитие производства. Налоги для граждан предполагалось изменить сразу с трех сторон. Во-первых, уменьшить ставку подоходного налога и ввести двухуровневую шкалу (12% и 20%), одновременно повысив необлагаемый минимум и разрешив списывать расходы на медицину и образование. Во-вторых, собирались практически вдвое уменьшить отчисления в социальные фонды, что должно было помочь вывести зарплаты из тени. И наконец, как предлагал экс-министр по налогам и сборам Починок, — вводить систему почасовой оплаты труда. Чтобы хозяева предприятий не могли платить своим работникам меньше установленного уровня... В итоге вышло все с точностью до наоборот. Правительство объявило о том, что готово снизить ставку подоходного налога до 13%. Но ликования и благодарностей в адрес Белого дома не последовало. Граждане восприняли это как ловушку: дескать, сегодня мы покажем государству свои деньги, а завтра их у нас отберут, установив новые, еще более грабительские налоги. К тому же соцвыплаты существенно не уменьшились - а значит, "тень" сохранится. А ведь именно это и было главной целью реформы. Ведь вывод капиталов из "тени" - это повышение реальных зарплат, а значит, граждане будут покупать больше в том числе и отечественного. Вот тогда заводы и "поднимутся"... Что может получиться в результате? Правительство окажется без денег. И по старой доброй привычке начнет судорожно хвататься за все, что плохо лежит. Про повышение цен на горючее и табак вы все уже слышали. Впереди — налет на водку, импортные товары и даже хлеб. В итоге очень небольшую выгоду от снижения налогов молниеносно сожрет инфляция. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые мы уже проходили на заре реформ... Так, может, все-таки не спешить и взять тайм-аут? Иногда нужно просто подумать... P.S. В пятницу вечером свои поправки (куда более прогрессивные, чем предложенная правительством реформа) ко второй части Налогового кодекса утвердил Бюджетный комитет Госдумы. Он проголосовал за единую ставку подоходного налога в 13% (необлагаемый налогом вычет вырастет до 400 рублей в месяц для всех граждан и по 200 рублей на каждого ребенка, но только по достижении отметки годового дохода в 30 тысяч рублей). Также комитет проголосовал за предлагавшийся Путиным единый соцналог, включая пенсионные отчисления. Регрессивные годовые выплаты работодателя в размере до 100 тысяч рублей предполагается облагать по ставке 35,6%. От 100 до 300 тысяч рублей — 20%. От 300 до 600 тысяч рублей — 10%. И свыше 600 тысяч — 2%. На момент подписания номера варианта правительственных предложений об увеличении акцизов в Думу не поступало... "МК" будет следить за развитием событий.




Партнеры