ЧТО В ДОЛЛАРЕ ТЕБЕ МОЕМ?

Сегодня только ленивый не говорит о том, что России нужна Новая Национальная Идея. Живем мы с вами, работаем, детей рожаем, а для чего — непонятно. Нет ни идеалов, ни кумиров, ни светлой глобальной цели. Хотя еще какие-нибудь 10—15 лет назад каждый, разбуди его во сне, с закрытыми глазами мог более-менее четко выговорить: "Вперед, к победе коммунизма!", "Слава КПСС!" или, на худой конец, "Пятилетку за 3 дня!". А сегодня... Ну в самом деле — не говорить же "Обогащайтесь!" или "Грабь награбленное!"... Говорят, что в секретных кремлевских лабораториях десятки светлейших отечественных умов в муках вынашивают новую Идею. И вот-вот "ребеночек" появится на свет. Но родить Идею — только половина дела. Ее надо внедрить в массы. Лучшего способа донести эту самую Идею до самого глухого угла страны, чем напечатать ее на... национальных деньгах, человечество пока не придумало. Вот лишь несколько самых ярких примеров звонких и символичных "слоганов", которые знает история. "Каждый смертен" — для стильного британского обывателя викторианской эпохи эта надпись на двухпенсовой монете гарантировала многое: и уверенность в своих чувствах к Богу и королеве, и то, что основные обладатели этих мелких монет могут без лишних конфликтов потрудиться либо 10, либо 12, либо даже 18 часов в сутки — для Англии середины XIX века подобная "занятость" рабочих в шахтах и текстильных цехах была отнюдь не редкостью. Вот Восток — это другое, это действительно тонко. Не сильно привечавший демократию с ее нюансами халиф Насир Лид-Дина с легкостью, достойной своего хозяина, позволял себе на собственных динарах (переживших его не на один век) уже не девиз, а цитату — из себя, разумеется: "Жизнь — это час, употреби ее на дела благочестия". Четыре столетия спустя просвещенный в играх с испанским народом Франко наконец-то догадался, что неплохо было бы совместить несовместимое. Что он и сделал, оставшись в памяти Европы великим диалектиком: "Свобода превыше всего" — до середины 60-х эта надпись красовалась под вычеканенным гербом рядом с... изображением наручников. И понимай как хочешь... l l l Мистическую силу золотых и серебряных монет разрушили французы и китайцы. Это они первыми выпустили в обращение бумажные деньги. В России на подобный шаг решились только в 1769 году, дабы покрыть расходы на войну с Турцией. С тех пор бумага потихоньку вымывала из оборота благородные металлы. А сколько крови и яда осталось на бумажках... Людям на протяжении всей истории внушали, что бумажные ассигнации есть эквивалент ценности. Но бумага — она и есть бумага. Смены государственного строя, девальвации и прочие социально-экономические катаклизмы превращали бумажные купюры в никому не нужную труху, представляющую интерес разве что для коллекционеров. А вот, например, испанским золотым дублоном можно расплатиться даже сейчас. Специалисты утверждают: деньги не представляют и художественной ценности, несмотря на то, что на них часто изображены натюрморты и пейзажи. Кстати, во "внешности" купюр наблюдается одна закономерность: чем беднее страна, тем страшнее ее деньги. Безусловный король красоты — американский доллар. Расцветочка, фактура, ехидно улыбающийся Франклин — сколько сердец разбил этот самодовольный янки! Но как известно, встречают по одежке, а провожают по уму. В американских деньгах чувствуется сила, дух нации, которая за ними стоит. Переворачиваем купюру и — пожалуйста — "In God We Trust". Не это ли изречение, в вольном переводе звучащее как "С нами Бог" (в ином прочтении — "Надейся на Бога"), и есть Великая Национальная Идея Америки? Прекрасные коммерсанты, они умело использовали пустующее рекламное пространство. А доллар с гордо поднятой головой прошел сквозь годы и испытания, став валютой номер один в мире. "Ну, Америка, — подумаете вы, — они же свой доллар насильно по всему миру распихали, а теперь пожинают дивиденды". Пожалуйста. Давайте посмотрим на другую страну, совершенно противоположную США. Например, на Северную Корею. Тамошние корейцы, воспитанные в духе учений Великого Чучхе, живут со своими приколами. Скромно, без стриптизов и казино, ходят в военной форме, много вкалывают и кушают один рис. Но они — счастливы. А все почему? Не потому ли, что национальную валюту достоинством в один вон украшает именно Национальная Идея: "Не завидуем никому на свете". Очень правильная мысль в — по-своему, конечно, — сильной стране. l l l Между прочим, история знает случаи, когда неудачно подобранный девиз на деньгах губил политиков и менял режимы. Специалисты всерьез говорят о том, что правителя Чили и большого друга СССР Сальвадора Альенде де Франко погубила именно надпись на местных банкнотах. Вот скажите: мог ли разумный и трезвомыслящий глава государства позволить себе на исходе нескольких лет абсолютно провального правления (уже на третий год руководства Альенде в Чили, к тому времени два столетия вывозившей в Северную Америку буйволиные стада, начались... перебои с мясом) распорядиться отпечатать на своих песо следующее: "Мы будем жить как на Кубе"?! Как к тому времени жили на Кубе, чилийцы, к несчастью, уже знали. Благо язык с кубинцами один, да и свобода слова до "социализма по Альенде" была в почете... В общем, столь "сладкое" обещание заметно облегчило путчисту Пиночету его задачу по свержению Альенде. l l l Наверное, самым громким провалом в истории денег стала премьера евро. Этому спектаклю, авторами которого были банкиры и министры объединенной Европы, предшествовали бравурные анонсы, яркие афиши и полный аншлаг. Все ждали чуда. И на то были все основания. Европейские экономисты радостно потирали руки: наконец-то нашелся герой, который опустит доллар, и он сделает себе прилюдное харакири. Но чуда не случилось. Сегодня евро скатывается вниз по строчкам валютных котировок. Наверное, на это есть объективные причины. Но одна из них — отсутствие Великой Идеи. Что стоило европейцам, когда они сочиняли новые деньги, заодно придумать и красивую рекламную фразу? Ведь должны же были знать, что удачно подобранный слоган — залог успеха продажи товара. А они все спорили, что им изображать на евро — памятники архитектуры или писателей с композиторами... l l l Между прочим, Россия имеет свой многовековой опыт идеологизации денег. Так, например, отец Ивана Грозного Василий Темный передал сыну подданных с карманами, полными монет с чеканкой: "Оставьте свое бездушие и живы будете". Что уж говорить: щедрости и наивности нам, тогдашним, было не занимать. Тем мы и ответили — оставляя впопыхах то самое бездушие, деревнями и боярскими родами садились на вбитый румяным опричником кол и восходили на дыбу его, Василия, сына. А вот батька Махно, печатающий свои собственные ассигнации, то ли в шутку, то ли действительно всерьез написал на деньгах следующее: "Обеспечены жизнью того, кто откажется их принять". А на первых советских бонах, которые появились в Пензе, деникинцы сделали надпись "Деньги для дураков" и нарисовали фигу с надписью "Посмотри на этот кукиш". Первая же Национальная Идея, которую, наверное, вы все хорошо помните, — "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" — красовалась на советском рубле с 1927 до 1991 годы. И какой это был рубль!.. С развалом Союза с российскими деньгами началась форменная чехарда. Они менялись так быстро, что привыкнуть к ним не успевали. Спроси сейчас кого-нибудь, как выглядела "павловская" десятка, никто и не вспомнит. На наших "постсоветских" деньгах было все: от скучных памятников до гидроэлектростанций. Не было одного — Идеи. А может, с нее и надо было начинать придумывать очередные российские деньги?.. Уважаемые читатели! А что бы вы написали на отечественных деньгах? Открыв рубрику "Люди и деньги", мы предлагаем вам любые дискуссии вокруг самой, видимо, насущной проблемы сегодняшнего общества — вокруг денег. Например, мы охотно поговорим на темы: — деньги и политика; — семейный бюджет: полезные советы; — вы должны крупную сумму — что делать? — интересное из "жизни" денег; — деньги и уголовное право... На самом деле круг тем может быть расширен во много раз, и в первую очередь за счет того, что нам предложите лично вы. К ответам на ваши вопросы мы намерены привлекать ведущих экспертов как России, так и мира — политиков, адвокатов, бизнесменов и т.д. Подключайтесь! Свои вопросы или предложения вы можете направлять в адрес "МК" с пометкой "Люди и деньги", либо на e-mail economica@mk.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру